И мы, по примеру старших, любили шалости и шутку, которая была прародителем сценического эффектного трюка. Так, например, вокруг имения Любимовка развелось много дачников. Они катались в лодке по реке, протекавшей около самого нашего дома. Постоянный крик, скверное пение не давали покоя. Решено было распугать непрошенных соседей. Вот что мы придумали: купили большой бычачий пузырь, надели на него парик из волос, нарисовали глаза, нос, рот, уши. Получилось лицо желтоватого тона, похожее не то на утопленника, не то на какое-то водяное чудище.
Этот пузырь мы прикрепили к длинной веревке, конец которой был продет сквозь ручки пудовых гирь, брошенных на дно реки, посредине ее и у самого берега. Сами мы прятались в кустах. Веревка, втянутая на берег, естественно, заставляла уходить на дно загримированный бычачий пузырь. Стоило отпустить веревку, как пузырь со всей силою выскакивал на поверхность. Беспечные дачники плыли по реке.
Мы подкарауливали их. Когда лодка подъезжала к намеченному нами месту, из воды выскакивало чудище с волосами и снова пряталось. Эффект получался неописуемый.
Если 99 человек из ста заботятся об общей, а значит, и моей свободе, то мне, сотому, будет очень хорошо жить на свете. Но зато, если все девяносто девять будут думать лишь о своей личной свободе и ради неё угнетать других, а значит и меня, то, чтобы отстоять свою свободу, мне придётся одному бороться со всеми девяносто девятью эгоистами.
Заботясь только о своей свободе, они тем самым против воли насилуют мою независимость.
---
Сценическая правда… - то, чему искренне верит артист. В театре надо верить… Даже сама ложь должна сделаться правдой в глазах артиста и зрителя для того, чтобы быть искусством… Пусть существует в искусстве «нас возвышающий обман», но пусть этот обман действительно обманывает… Тайна искусства в том, чтоб вымысел превращать в красивую художественную правду.
Искусство, точно самые чуткие щупальца, зондирует и открывает родственные черты отдельных людей и целых народов.
Станиславский говорил: «Когда ты будешь играть доброго, - ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый». Константин Сергеевич Станиславский не раз повторял своим ученикам про доброго, в котором надо найти что-то злое и доброту, которое необходимо отыскать в законченном злодее. В книге «Работа актера над собой» он учит студийцев «Когда играешь старика, - ищи, где он молод; когда играешь молодого, - ищи, где он стар,
Выпроваживайте за двери ваших гостей-зависть, сомнения, неуверенность, страх и открывайте, распахивайте двери для радости. У вас много причин радоваться.
Трудное надо сделать привычным, привычное - легким, а легкое - приятным.
Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость.