Страсть — это клинок, который двое тянут в разные стороны. Один держит за рукоять, другой — хватается за острие. Первый противостоит напору, а второй — ранит душу. Проклятье любви в этой безысходности. И ведь это извечная дилемма — твое желание вызывает лишь тот, кто не питает к тебе ни малейшего интереса. Ты сам интересен только тем, кто не вызывает у тебя никакого желания. Есть ли выход?..
Душа как птенец. Приходя в этот мир, она смотрит на него из родительского гнезда. Она может петь и веселиться, беззаботно глядеть вокруг, наслаждаясь прекрасными видами. Наивность ребёнка — это счастье души. Но проходит время, человек становится старше, и наступает момент, когда кто-то выталкивает его душу из «гнезда». Но речь не идёт о родительском доме, речь идёт о том доме, что вырос внутри самого человека.
Этот внутренний дом человека, это внутренний уклад его жизни — его картина мира, его представления о мире, его представления о самом себе. Это его мечты, надежды, желания. И этот дом рушится. Оказывается, что жизнь другая. В ней никому нет дела ни до твоих надежд, ни до твоих желаний. Никому. В ней и до тебя-то никому нет никакого дела, потому как каждый занят только своими надеждами и желаниями. Каждый занят только собой.
И разверзается бездна, и душу охватывает ужас. Чтобы ты смог взлететь, ты должен начать падать. Ты должен увидеть дно своей жизни, чтобы внутри тебя родилась потребность взмыть вверх. И потому душа, сама того не понимая, ищет то самое дно, ту крайнюю степень падения, без которой ее истинный, исполненный силы полет невозможен. Она бросается вниз, она готова разбиться и погибнуть… Это мнимое стремление к смерти на самом деле — стремление к истинной жизни. Но если бы она это знала, она бы не бросилась вниз…
У каждого человека есть некое идеальное представление о самом себе. Нам кажется, что мы все в своей жизни делаем правильно, что мы хорошие, никому не желаем зла. Правильные, культурные, честные, нравственные. А если мы и делаем что-то «неправильное», так ведь у нас всегда есть на то основания. Если мы насолили кому-то, то, разумеется, «плохому человеку». Если мы не откликнулись на чью-то просьбу, то это просто потому, что были «очень заняты». Если, наконец, мы соврали, то конечно — исключительно «во благо».
… — Мы боимся признаться себе — Тьма есть и в нас. Признать в себе наличие Света и проще, и приятнее. А согласиться с тем, что в тебе Тьма — нет.
Знаки - вещь хорошая. Но их нельзя искать. Они или есть, или их нет. Если есть - то не ошибешься, поймёшь, что Жизнь даёт тебе какой-то сигнал, какое-то знание. А если их нет, то нельзя придумывать. Потом будешь разочаровываться, винить, А кого винить, если ты сам всё это выдумал?..
Часто так бывает - человеку кажется, что он страдает, но на самом деле это только маска. Иногда люди так свыкаются с этой ролью, с этим имиджем, что уже и сами не могут отличить - где у них настоящая боль, а где разыгранная.
Окружающий нас мир иллюзорен. Кто подтвердит, что предмет, кажущийся нам твердым, в действительности твердый? Мы думаем о геометрии пространства, но с чего мы взяли, что пространство вообще строится по законам геометрии? Почему мы измеряем время последовательностью событий, и в этом ли суть времени?
Материальный мир, состоящий из физических предметов, по большому счету - блеф, картинка, нарисованная нашим мозгом. Мир вокруг нас, конечно же, существует. Но то, что мы видим, это только одна из версий подлинного мира. Это версия истины, созданная нашим сознанием, нашими органами чувств. Дело в том, что обычный человек не способен выйти за границы своего мира, он - его узник.
Человек потакает своим слабостям, считая их своими достоинствами. Человек испытывает зависть, глядя на то, что хотел бы иметь и что на деле является лишь плодом его воображения. Человек любит обманываться, но не любит замечать этого.
Беда влюбленных в том, что они думают, что любимому человеку нужно говорить только то, что он хочет слышать. И ни в коем случае не говорить того, что ты думаешь на самом деле. Самое забавное, что ничего страшного, непозволительного или крамольного влюбленные и не думают, напротив - они ведь любят. Но, боясь потерять возлюбленного, они избегают быть искренними. На всякий случай они недоговаривают, приукрашивают, лукавят. Им кажется, что они делают это ради своей любви, ради своего возлюбленного, но истинная цель в другом - они желают влюбить в себя возлюбленного., такова истинная цель: превратиться из влюбленного в возлюбленного. Все сходят с ума именно на этом.
Никакие идеи не способны объединить людей, это иллюзия. По-настоящему объединяют только страх и ненависть. Все прочие ассоциации - культурные, идеологические, религиозные - профанация. Попытка отдельных субъектов казаться лучше.
Пока ты пытаешься контролировать Жизнь, в ней чуда не будет. Просто не может быть. Чудо приходит только в тот миг, когда ты готов довериться Жизни. И приходит оно само, без уведомления, без предупреждения, без гарантий.
…А если бы роза любила Маленького Принца, то она бы не боялась ему доверять.
У них вместо жизни игра получилась. Понимаешь? Игра. Они не друг другу врали, они в первую голову сами себе врали. Это страшно. Оба мучились, и оба мучили. А жизни настоящей у них не было. Потому что, когда ты не честен с самим собой, жизни у тебя не может быть. Когда Маленький Принц понял это, он и покончил с собой…
Наверное, я смотрел на тебя так, словно был в каком-то ступоре. Ты поводил рукой перед моими глазами и сказал - тихо, спокойно, осмысленно:
- «Мы ответственны за тех, кого приручили»… Это неправильно. Если ты пытаешься быть за кого-то «ответственным», но сам его не любишь, это не ответственность - это ложь. Мы ответственны не за тех, кто нас любит, а за тех, кого мы любим. Любовь - это сила. Кто любит - тот и отвечает. И тогда все правильно, потому что по-честному. А быть ответственным, не любя, это неправда.
…
- Данила, а о чем ты думаешь, когда говоришь - «правда»? - я задал тебе этот вопрос, понимая, что именно на него ты пытаешься сейчас ответить.
- Правда… - протянул ты и задумался. - Правда - это точка, после которой начинается жизнь. Во лжи нельзя жить. Ложь помогает существовать, но она убивает жизнь. И это труднее всего - не врать самому себе. Знаешь, я давно спрашивал себя - чем мудрец отличается от святого? И теперь мне кажется, я понял. Мудрый человек - это тот, кто знает правду о других людях, видит, что у них на сердце. Он - мудрый. А святой человек…
Тут ты опустил голову, потом поднял, но смотрел куда-то в сторону. Мне показалось, Что ты сейчас говоришь сам с собой - говоришь и удивляешься:
- Господи, это же так просто… И так, на самом деле, немного… Святой человек - только одно… Он принимает правду о своем сердце.
Мне кажется, что у многих читателей «Маленького Принца», людей, очарованных этой великой французской книгой, не раз возникало ощущение ее недосказанности, незавершенности. Неслучайно, многие считают загадочную, похожую на самоубийство смерть военного летчика де Сент-Экзюпери истинным финалом «Маленького Принца».
Автор «Маленького Принца» действительно обрывает повествование, оставляет последний лист чистым. Он словно говорит нам: «Допишите конец. Вы ведь знаете этого мальчика. Он в вас».
Но если он в нас… И тут вопрос. превращается из литературоведческой сентенции в набат: «Зачем этот мальчик покончил жизнь самоубийством?»
В каждом когда-то жил ребенок - он мог, словно рентген, просветить насквозь пообедавшего удава. Или увидеть живого барашка в коробке, нарисованной на бумажном листке. Но главное - он знал правду, он знал все как есть. У него не было двойного дна. Он сам был и маленькой планетой, и космосом вокруг нее. Он был всем, самой жизнью. Но где он теперь? «Зачем этот мальчик покончил жизнь самоубийством? "
Мы превратились во „взрослых“. „Взрослые, - пишет Антуан де Сент-Экзюпери, - очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: „А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?“ Они спрашивают: „Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?“ И после этого воображают, что узнали человека“. Мы превратились в таких „взрослых“.
Мы стали „Королями“, для которых все - поданные. Кто-то превратился в „Пьяницу“, которому совестно, что он пьет, и он пьет, чтобы забыть, что ему совестно. Многие стали „Деловыми людьми“, которым кажется, что они владеют звездами, хотя на самом деле в их ведении - одни закорючки. Некоторые живут как „Фонарщик“ - когда-то они помогали людям, а теперь просто следуют привычке включать и выключать свет. Наконец, все взрослые стали „Географами“ и больше „не отмечают цветы“ на карте, потому что „цветы - эфемерны“.
В нас проросли семена зловредных баобабов. „Если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься, - предупреждает Маленький Принц. - Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки“. Вообще, это очень просто - встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету. Баобабы надо непременно выпалывать каждый день, как только их можно отличить от будущих розовых кустов. Молодые ростки у них почти одинаковые…»
Антуан де Сент-Экзюпери пишет о «планете», а речь идет о душе. Он говорит о розовых кустах, а рассказывает о внутреннем свете, он описывает баобабы, а предупреждает о темной стороне души. Эту чистую проповедь поняли не многие.
Мы создаем обстоятельства, заложниками которых оказываемся.
.в любых обстоятельствах нужно сохранять верность себе.
И пока у тебя есть возможность совершать поступки - ты должен действовать.
Ошибка совершена, и надо ее исправлять, даже если тебе кажется, что время упущено и шансов уже нет.
Надо попытаться…
.Тебе стыдно и неловко быть человечным.
Ты не смог принять свою человечность. ты испугался ее.
И чтобы спрятать свою подлинную сущность поглубже, ты стал ненавидеть других людей.
Но твоя ненависть к ним разрушает тебя самого.
Ты так и не понял, что твое счастье заключено в их счастье.
Именно поэтому последний твой грех - сострадание.
.Да, сострадание к другим людям.
Именно оно создает у тебя иллюзию, что ты сильнее их, что они зависят от тебя, что им что-то от тебя нужно.
Но на самом деле все наоборот - это тебе от них нужно.
И это ты зависишь от них, поскольку подлинная твоя сила - не в агрессии, а в помощи, в потребности помогать.
Ты ненавидишь тех, кто тебе нужен.
Именно потому твоя ненависть к человеку - твоя ошибка.
Да, сострадание - это грех, странный, даже парадоксальный грех.
Если ты сострадаешь, ты думаешь, что нуждаются в тебе, что своим сочувствием ты оказываешь помощь.
Но, на самом деле, это ты нуждаешься в других людях, ведь именно они делают тебя человеком.
Мы нуждаемся в других людях - в этом правда.
Все прочее - ложь, и ты лжешь себе, если думаешь иначе.
Другие люди вполне могут обойтись без тебя, ведь их много, но сможешь ли ты обойтись без них?
Глупо ненавидеть других людей, абсурдно считать их обузой или бременем.
В чем смысл жизни?
На этот вопрос должен быть простой и понятный ответ.
Понимаете, он слишком важен для того, чтобы Вселенная заготовила к нему сложную отгадку.
Но также мы не должны знать своего конкретного предназначения.
Когда ты знаешь свою цель, ты пытаешься выбрать кратчайший путь.
Но двигаться напрямик не всегда правильно.
В жизни же и швее нет прямых дорог.
Жизнь сложна, а мы видим только одну небольшую ее часть.
Если ты знаешь свою цель, ты начинаешь торопиться, выбираешь неверный путь, спотыкаешься, оступаешься, злишься.
И, в конце концов, отказываешься от своей цели, испытываешь разочарование.
Цель делает тебя хищником, но именно хищнику хуже всех.
Он, как вечный студент, постоянно сдает экзамен на «аттестат зрелости».
Незавидная доля…
Весь вопрос в том, доверяете вы Жизни или нет.
Некоторые люди ведут себя так, словно бы они знают о Жизни больше, чем Она сама о себе знает.
Они говорят: мы должны поступать так то и так то, потому то и потому то.
Но это даже смешно, ведь Жизнь не играет в игры!
Она продолжает себя, и для Нее это работа.
Тяжелая каждодневная работа.
Для выполнения этой работы Она постоянно дает всем нам задания.
Вопрос только в том, насколько хорошо мы с ними справились.
Кто-то делает это спустя рукава, кто-то не делает вовсе.
Кто-то, напротив, старается изо всех сил.
Кто-то пытается найти необычное, оригинальное решение.
Все участвуют в этом, так или иначе.
И каждый получит то, что заслуживает.
Хотя, конечно, результат - он один на всех.
Есть и рецепт, чтобы хорошо справляться с этими заданиями.
Звучит он так: не должно быть никаких рецептов.
Если появляется рецепт, то пропадает искренность, а без искренности ничего не получится.
Когда ты делаешь что-то с задней мыслью, ты уже не можешь делать это, используя себя целиком.
Твои возможности ограничены.
Ты как бы рассеиваешь себя, теряешь целостность и силу целого.
Впрочем, мы часто не замечаем свои «задние мысли».
Мы не хотим признаться себе, что мы не столько заняты самим делом, сколько получением прибыли.
Причем любой - физической, психологической, материальной.
Иногда получение прибыли может быть делом.
Это так.
Но тогда и нужно заниматься получением прибыли.
Если же это отношения с другим человеком или даже любовь к нему, то такой «задней мысли» просто не может быть.