Джидду Кришнамурти - цитаты и высказывания

Любовь - это не ощущение. Не удовольствие, не желание и не его утоление. Не ревность и не ненависть. Чтобы испытать ее, нужно быть очень восприимчивым к красоте. Речь не о женской или мужской красоте… Красота, о которой я говорю, существует там, где нет эго.

Замечали ли вы, что любовь - это молчание? Так бывает, когда вы держите руку любимого
человека, когда вы смотрите с любовью на ребенка, когда вы вбираете в себя красоту вечера. У любви нет ни прошлого, ни будущего, точно так же необыкновенное состояние молчания находится вне времени.

К сожалению, большинство родителей считает, что они несут ответственность за своих детей, и чувство ответственности заставляет их говорить детям, что им следует и чего не следует делать, кем они должны и не должны быть.
Родители хотят, чтобы у детей было прочное положение в обществе. То, что они называют ответственностью, является частью респектабельности, которой они поклоняются.
А мне представляется, что там, где есть респектабельность, нет порядка. Они стремятся лишь к тому, чтобы стать истинными буржуа; готовя своих детей войти в нынешнее общество, приспособиться к нему, они тем самым содействуют тому, что в обществе не прекращается война, конфликт и жестокость.
Назовёте ли вы это заботой и любовью? Действительно заботиться - это заботиться так, как вы заботились бы о деревце или о растении, поливая их, изучая, что им требуется, какая почва для них самая лучшая, ухаживая за ними с добротой и нежностью, но когда вы стараетесь приспособить своих детей к обществу, вы готовите их к тому, что для них может оказаться гибельным.

Любовь - это не ощущение. Не удовольствие, не желание и не его утоление. Не ревность и не ненависть. Чтобы испытать ее, нужно быть очень восприимчивым к красоте. Речь не о женской или мужской красоте… Красота, о которой я говорю, существует там, где нет эго.

Понимание себя - начало мудрости.

Не хватит никакого здоровья, чтобы приспособиться к этому глубоко больному обществу.

Итак, что же такое красота? Тот же вопрос можно выразить по-другому: что есть вы? Чем является ваша природа и ваша структура, если не брать в расчет биологический фактор? Это очень тесно связано с тем, что есть красота. Когда вы смотрите на гору, с её снежной шапкой, на глубокие долины, на голубые холмы, что вы чувствуете? Каков ваш действительный ответ на это? Не становитесь ли вы на секунду или на несколько минут совершенно шокированы этим? Шокированы великолепием, безбрежностью этих долин, необыкновенным светом и голубизной неба с заснеженными горами. Что вы чувствуете? На несколько минут - существуете ли вы вообще? Вы понимаете мой вопрос? Пожалуйста, не соглашайтесь, посмотрите на это внимательно. В тот самый момент, когда вы смотрите на что-то великолепное, безбрежное, волшебное, на какую-то секунду вы не существуете, вы забываете ваше волнение, вашу жену и детей, вашу работу, всю суматоху вашей жизни. В этот момент вы ошеломлены этим. На секунду это великолепие сдуло с вас всю вашу память. Всего на секунду. А затем вы возвращаетесь. Что происходит на протяжении этой секунды, когда вас там нет?

Это и есть красота, понимаете? Когда вас там нет. Благодаря этому великолепию, волшебству горы или озера или благодаря этой реке с золотой дорожкой ранним утром, на секунду вы за-бываете всё. То есть, когда нет «я» - есть красота.

Истина - это страна без дорог; человек не может прийти к ней через организацию, убеждения, догму (церковную или ритуальную), философское знание или психологический метод. Он должен найти её сквозь зеркало взаимоотношений, через понимание содержания собственного ума, наблюдение, но не интеллектуальный анализ или же самоанализ. Стремясь к безопасности, человек создал в самом себе образы - религиозные, политические, личные, которые представляют собой символы, идеи, веру. Их груз довлеет над человеческим мышлением, над отношениями и повседневной жизнью. В этом кроется причина наших проблем, которая разделяет людей.

Мы, каждый из нас, несем ответственность за каждую войну, по причине агрессивности наших собственных желаний, по причине нашего национализма, нашего эгоизма, наших богов, наших предрассудков, наших идеалов, всего, что разделяет нас.

И только когда мы осознаем не интеллектуально, а фактически, - так же, как мы осознаем действительный факт или ощущение боли, - что вы и я ответственны за весь этот существующий хаос, за все страдания во всем мире, так как мы внесли в это вклад нашей повседневной жизнью, являемся частью этого чудовищного общества, с его войнами, разделением, с его уродливостью, жестокостью и жадностью - только когда мы действительно это поймем, мы будем действовать.

Вы вложили сердце, чувства в других, и когда они умирают или уезжают, чувствуете особое одиночество, пустоту; а в этой пустоте появляется жалость к самому себе, и снова вы грезите о ком-нибудь, кто заполнит пустоту. Вот что происходит во все дни нашей жизни.
Узнайте, что означает одиночество и не бегите от него. Смотрите на него, живите с ним, выясните его значение, чтобы ни психологически, ни внутренне ни от кого не зависеть.
И только тогда вы узнаете, что такое Любовь.

Что не так с этим миром? Почему вы хотите изменить мир? Это удивительно прекрасный мир! Вы хотите изменить этот мир таким образом, чтобы вы могли жить в мире своих идей. Настоящая проблема в том, что вы хотите изменить себя и обнаруживаете, что это невозможно, и вот вы хотите изменить мир,
чтобы получилось уместить его в свою собственную схему.

Мысль не может прекратить страдание. Мысль создаёт его.
________

Ум, который не искалечен памятью, действительно свободен.

Можете ли вы наблюдать страх без какого-либо умозаключения, без вмешательства знания, которое вы накопили о нем?
Если не можете, тогда то, что вы наблюдаете, - это прошлое, а если можете, тогда вы впервые наблюдаете страх без вмешательства прошлого.
Вы можете наблюдать только когда ум очень спокоен, подобно тому, как вы можете услышать другого человека только когда ваш ум не болтает, ведя диалог с самим собой о собственных проблемах и тревогах.
Можете ли вы таким же образом глядеть на ваш страх, не пытаясь преодолеть его, ударяясь в другую крайность - в храбрость?
Можете ли вы действительно смотреть на него, не пытаться от него убежать?

Это не есть мера здоровья - быть хорошо приспособленным к глубоко больному обществу.

Я ничему не учу Вас, я только держу фонарь, чтобы Вам было лучше видно, а захотите ли Вы увидеть - ваше дело.