Ирвинг Стоун - цитаты и высказывания

Любовь - главное в жизни, только в любви человек может почувствовать счастье бытия.

1) Все художники сумасшедшие. Это самое лучшее, что в них есть. Я это очень ценю. Порой мне самому хочется быть сумасшедшим. «Ни одна благоразумная душа не лишена доли сумасшествия». Знаете, кто это сказал? Аристотель - вот кто.

2) Чтобы идти в этом мире верным путём, надо жертвовать собой до конца. Назначение человека состоит не только в том, чтобы быть счастливым, он приходит в мир не за тем только, чтобы быть честным, - он должен открыть для человечества что-то великое, утвердить благородство и преодолеть пошлость, среди которой влачит свою жизнь большинство людей.

3) Если ты стремишься к творчеству, обращайся к жизни. Не трать время на подражание.

4) Счастье - удел коров и комерсантов. Художник рождается в муках: если ты голоден, унижен, несчастен - благодари Бога! Значит он тебя не оставил!
-----------------
Тому, кто хочет действовать, нечего бояться неудачи.

«Вы неврастеник, Винсент… Нормальным вы никогда не были… И знаете, нет художника, который был бы нормальным: тот, кто нормален, не может быть художником. Нормальные люди произведений искусства не создают. Они едят, спят, исполняют обычную, повседневную работу и умирают»

- Цель живописи быть украшением, воплощать сюжет зримо, наглядно, приносить людям счастье, - да, да, счастье, если даже они видят перед собой печальные образы святых, отданных на мучения.

- Жесткие предписания - своего рода гроб, куда можно втискивать только мертвые тела.

- Живопись должна чаровать, освежать и ласкать душу.

- По умению людей обращаться с камнем можно судить, насколько они цивилизованны.

- А у искусства есть волшебная особенность: чем больше умы впитывают его, тем оно долговечнее.

- А сейчас за роботу. Если у вас есть какой-то талант, он проявится.

- Послушай, мой друг: роскошь, нега и уют так приятны, к ним так легко привыкнуть. А когда к этому пристрастишься, то уж совсем легко и просто стать лизоблюдом, угодником, всегда и во всем поддакивать, чтобы только не лишиться привычных благ. Потом ты начинаешь подлаживаться под вкусы власть имущих, а это для скульптора означает смерть.

- Скульптор должен показать трехмерность фигуры, ему нужна не только высота и ширина, но и глубина. Художник рисует, чтобы заполнить пространство, а скульптор - чтобы его воспроизвести. Художник заключает в раму нечто остановившееся, скульптор же, рисуя, схватывает движение, вскрывает каждое усилие, каждый изгиб напрягшегося человеческого тела.

- Все люди рождаются с задатками таланта, но у большинства так быстро тухнет этот огонь!

- Человек должен быть художником не потому, что он может им быть, а лишь потому, что он не может не быть им. Искусств о - это удел тех, кто без него всю жизнь испытывал бы страдания.

- Стоит только походить с калекой хотя бы год, как сам начинаешь прихрамывать.

- Талант достается недорого, дорого обходится служение искусству. Оно будет тебе стоить всей жизни.

- Разве это не лучший способ обучения? Довести свою ошибку до ее логического конца?

- Лица прохожих, когда все спешат, напоминают мне мелькающие страницы книги, которую листает ветер. Пользуясь этими могущественными линзами, я вижу и выражение лиц, и их характерные особенности.

- Художник без творческих замыслов в голове - все равно что нищий: бесплодно слоняется он, чего-то ожидая и вымаливая у каждого часа.

- И кто совершил что-нибудь выдающееся без риска?

- Гордость - непосильная для него роскошь, но порой натура человека диктует свое, не давая возможности взвесить, посильно или непосильно следовать ей.

- Каждая шутка - это своего рода копье.

- Это было так, словно он живыми, пружинящими ударами резца проникал в глубь белоснежного мрамора, исподволь направляя эти удары, пробиваюшие телесно-теплую плоть глыбы, снизу вверх, словно он, занося молоток, говорил себе коротко-решительное Пошел, бросал вслед за молотом тяжесть всего своего тела и врывался все глубже и глубже в борозды и складки податливой, мягкой живой ткани, пока не наступало головокружительное, как взрыв, последнее мгновение и вся его текучая, стремительная сила, вся его нежность, желание, страсть не изливалась в творимую форму и пока мраморный блок, созданный для того, чтобы его ласкала рука истинного скульптора, не отвечал, не отзывался на это, отдавая свой затаенный внутренний жар, и всю плоть свою, и свою текучую силу, пока, наконец, скульптор и мрамор взаимно не проникало друг в друга, не становились единим целым - мрамор и человек в органическом слиянии, дополнив и завершив друг друга в том величайшем проявлении творчества и любви, какое только знают люди.

- Скульптор переносит в мрамор видение мира более яркого, чем тот, который его окружает. Но художник не укрывается, не бежит от мира, он преследует его. Напрягая все свои силы, он старается ухватить видение.

- Многие целуют руку, которую хотели бы видеть отрубленной.

- Тосканская поговорка: у искусства есть враг, и имя ему - невежество.

- Любовь - это как кашель, ее все равно не скроешь.

- Когда я в одиночестве, я не более одинок, чем на людях.

- Скульптор, не наделенный философским складом ума, создает пустые формы.

- Может бить, рождение идей - это естественная функция ума, процесс дыхания у легких?

- Как и у природы, у человека есть свой круг времен. Разве осенний сбор урожая менее важен, чем сев зерен весною? Одно без другого теряет свой смысл.

- Художник, когда он в расцвете своих сил, живет в особом мире - обычное человеческое счастье ему чуждо.

- Знание истины скорей отягчит твою жизнь, а не облегчит.

- Тому, кто сражается с ничтожным противником, не одержать великой победы.

- Человек проходит. Лишь произведения искусства бессмертны.
--------------------------------------------------------------
Постарайся подходить к своей жизни не как к чреде разрозненных событий, а как к единому целому. Тогда ты поймешь, что каждый период жизни возникает из предыдущего, и уверишься в том, что новый период неизбежен.

- Отец Милле был прав. «Я скорее предпочел бы вовсе ничего не делать, чем выразить себя слабо»

- Человек живет на свете только один раз. Скажите, как оправдать то, что он попусту тратит свою жизнь, продавая дуракам дрянные картины?

- И почему это люди, у которых есть средства, чтобы покупать картины, терпеть не могут ничего подлинно художественного? Или именно деньги сделали их тупыми? Почему же у бедняков, умеющих по-настоящему ценить искусство, нет ни фартинга за душой, чтобы украсить свое жилье гравюрой?

- Чем больше вы страдаете, тем больше вам надо благодарить судьбу. Только в горниле страданий и рождаются подливные живописцы. Запомните, Ван Гог, пустой желудок лучше полного, а страдающая душа лучше счастливой!

- Давайте сформулируем наш манифест, господа, - предложил Золя. - Во-первых, мы утверждаем, что все правдивое прекрасно, независимо от того, каким бы отвратительным оно ни казалось. Мы принимаем все, что существует в природе, без всяких исключений. Мы считаем, что в жестокой правде больше красоты, чем в красивой лжи, что в деревенской жизни больше поэзии, чем во всех салонах Парижа. Мы думаем, что страдание, - благо, ибо это самое глубокое из всех человеческих чувств. Мы убеждены, что чувственная любовь - прекрасна, пусть даже ее олицетворяют уличная шлюха и сутенер. Мы считаем, что характер выше безобразия, страдание выше изящности, а суровая неприкрытая действительность выше всех богатств Франции. Мы принимаем жизнь во всей ее полноте, без всяких моральных ограничений. Мы полагаем, что проститутка ничем не хуже графини, привратник - генерала, крестьянин - министра, - ибо все они часть природы, все вплетены в ткань жизни!

- Верьте в себя и не робейте.

- Я даже не хочу подавлять страдание, ибо нередко именно оно заставляет художника выразить себя с наибольшей силой

- Ни в чем нельзя быть уверенным твердо… Можно лишь найти в себе мужество и силы делать то, что вы считаете правильным. Может статься, что вы и ошибались, но по крайней мере вы сделали, что хотели, а это самое главное.

- Скучнее сна занятий не придумаешь
---------------------------------------------------------------

Я осуждаю недостатки друзей, но разве это означает, что я не должен любить их?

- Ведь деньги делают человека зверем, не так ли?
- Да, равно как и отсутствие денег.

- - Нищета губит человека.
- Да, она губит слабых. А сильных - никогда! Если вас погубит бедность, значит, вы слабый человек, туда вам и дорога.

- Человек с обыкновенным мозгом мыслит дуалистически: свет и мрак, сладкое и горькое, добро и зло. А в природе такого дуализма не существует. В мире нет ни зла, ни добра, а только быти-е и деяние. Когда мы описываем действие, мы описываем жизнь; когда мы даем этому действию имя - например, разврат или непристойность, - мы вступаем в область субъективных предубеждений

- «Уметь сносить страдания без жалоб - это единственное, что нужно, это великая наука, урок, который надо усвоить; это решение проблемы жизни»

- Тому, кто не был несчастным, не о чем писать, Ван Гог. Счастье - это удел коров и коммерсантов. Художник рождается в муках: если ты голоден, унижен, несчастен - благодари бога! Значит, он тебя не оставил!

- Вы неврастеник, Винсент, - говорил ему доктор Рей. - Нормальным вы никогда и не были… И, знаете, нет художника, который был бы нормален: тот, кто нормален, не может быть художником. Нормальные люди произведений искусства не создают. Они едят, спят, исполняют обычную, повседневную работу и умирают.

- Знаешь, я думаю, что мозг человека - что комод. Выдвинешь один ящичек, он пуст, готов к познанию, откроешь другой - забит косностью.

- Как это сказал Монтичелли? «Мы должны трудиться, не щадя сил десять лет для того, чтобы в конце концов написать два или три настоящих портрета»

- «Чтобы идти в этом мире верным путем, - читал он, - надо жертвовать собой до конца. Назначение человека состоит не в том только, чтобы быть счастливым, он приходит в мир не затем только, чтобы быть честным, - он должен открыть для человечества что-то великое, утвердить благородство и преодолеть пошлость, среди которой влачит свою жизнь большинство людей».

- И внезапно Винсент понял нечто такое, что он, по существу, знал уже давным-давно. Все эти разговоры о боге - детская увертка, заведомая ложь, которой в отчаянии и страхе утешает себя смертный, одиноко блуждая во мраке этой холодной вечной ночи. Бога нет. Ведь это проще простого. Бога нет, есть только хаос, нелепый и жестокий, мучительный, слепой, беспросветный, извечный хаос.

- Религия никогда не выведет человека на верную дорогу. Одни нищие духом приемлют нищету на этом свете ради надежды на загробное блаженство.

- Мораль похожа на религию, - Это такое снадобье, которое ослепляет людей, чтобы они не видели пошлость жизни.

________________________

Даже если я буду убежден, что вы величайший живописец в мире. Если человека могут убить голод и страдания, значит, он не заслуживает спасения. Только тем художникам место на земле, которых не может погубить ни бог, ни дьявол, пока они не сделали всего того, что должны сделать.

Усердие своротит такие горы, которые вере и не снились.

Философия целый месяц веско и нудно скрипит индивидууму, что ему надлежит делать, а индивидуум-то, не успеешь глазом моргнуть, возьмет и скажет; «А мне так нравится», - философии и след простыл.

…противник, который борется против вас наиболее яростно, больше всех убежден в вашей правоте.