- Цель живописи быть украшением, воплощать сюжет зримо, наглядно, приносить людям счастье, - да, да, счастье, если даже они видят перед собой печальные образы святых, отданных на мучения.
- Жесткие предписания - своего рода гроб, куда можно втискивать только мертвые тела.
- Живопись должна чаровать, освежать и ласкать душу.
- По умению людей обращаться с камнем можно судить, насколько они цивилизованны.
- А у искусства есть волшебная особенность: чем больше умы впитывают его, тем оно долговечнее.
- А сейчас за роботу. Если у вас есть какой-то талант, он проявится.
- Послушай, мой друг: роскошь, нега и уют так приятны, к ним так легко привыкнуть. А когда к этому пристрастишься, то уж совсем легко и просто стать лизоблюдом, угодником, всегда и во всем поддакивать, чтобы только не лишиться привычных благ. Потом ты начинаешь подлаживаться под вкусы власть имущих, а это для скульптора означает смерть.
- Скульптор должен показать трехмерность фигуры, ему нужна не только высота и ширина, но и глубина. Художник рисует, чтобы заполнить пространство, а скульптор - чтобы его воспроизвести. Художник заключает в раму нечто остановившееся, скульптор же, рисуя, схватывает движение, вскрывает каждое усилие, каждый изгиб напрягшегося человеческого тела.
- Все люди рождаются с задатками таланта, но у большинства так быстро тухнет этот огонь!
- Человек должен быть художником не потому, что он может им быть, а лишь потому, что он не может не быть им. Искусств о - это удел тех, кто без него всю жизнь испытывал бы страдания.
- Стоит только походить с калекой хотя бы год, как сам начинаешь прихрамывать.
- Талант достается недорого, дорого обходится служение искусству. Оно будет тебе стоить всей жизни.
- Разве это не лучший способ обучения? Довести свою ошибку до ее логического конца?
- Лица прохожих, когда все спешат, напоминают мне мелькающие страницы книги, которую листает ветер. Пользуясь этими могущественными линзами, я вижу и выражение лиц, и их характерные особенности.
- Художник без творческих замыслов в голове - все равно что нищий: бесплодно слоняется он, чего-то ожидая и вымаливая у каждого часа.
- И кто совершил что-нибудь выдающееся без риска?
- Гордость - непосильная для него роскошь, но порой натура человека диктует свое, не давая возможности взвесить, посильно или непосильно следовать ей.
- Каждая шутка - это своего рода копье.
- Это было так, словно он живыми, пружинящими ударами резца проникал в глубь белоснежного мрамора, исподволь направляя эти удары, пробиваюшие телесно-теплую плоть глыбы, снизу вверх, словно он, занося молоток, говорил себе коротко-решительное Пошел, бросал вслед за молотом тяжесть всего своего тела и врывался все глубже и глубже в борозды и складки податливой, мягкой живой ткани, пока не наступало головокружительное, как взрыв, последнее мгновение и вся его текучая, стремительная сила, вся его нежность, желание, страсть не изливалась в творимую форму и пока мраморный блок, созданный для того, чтобы его ласкала рука истинного скульптора, не отвечал, не отзывался на это, отдавая свой затаенный внутренний жар, и всю плоть свою, и свою текучую силу, пока, наконец, скульптор и мрамор взаимно не проникало друг в друга, не становились единим целым - мрамор и человек в органическом слиянии, дополнив и завершив друг друга в том величайшем проявлении творчества и любви, какое только знают люди.
- Скульптор переносит в мрамор видение мира более яркого, чем тот, который его окружает. Но художник не укрывается, не бежит от мира, он преследует его. Напрягая все свои силы, он старается ухватить видение.
- Многие целуют руку, которую хотели бы видеть отрубленной.
- Тосканская поговорка: у искусства есть враг, и имя ему - невежество.
- Любовь - это как кашель, ее все равно не скроешь.
- Когда я в одиночестве, я не более одинок, чем на людях.
- Скульптор, не наделенный философским складом ума, создает пустые формы.
- Может бить, рождение идей - это естественная функция ума, процесс дыхания у легких?
- Как и у природы, у человека есть свой круг времен. Разве осенний сбор урожая менее важен, чем сев зерен весною? Одно без другого теряет свой смысл.
- Художник, когда он в расцвете своих сил, живет в особом мире - обычное человеческое счастье ему чуждо.
- Знание истины скорей отягчит твою жизнь, а не облегчит.
- Тому, кто сражается с ничтожным противником, не одержать великой победы.
- Человек проходит. Лишь произведения искусства бессмертны.
--------------------------------------------------------------
Постарайся подходить к своей жизни не как к чреде разрозненных событий, а как к единому целому. Тогда ты поймешь, что каждый период жизни возникает из предыдущего, и уверишься в том, что новый период неизбежен.