Глуп, кто глупцов не узнает, и еще глупее тот, кто, распознав, от них не уйдет. Опасные при поверхностном общении, они губительны при доверчивой близости.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес
«Иные могли бы стать учёными, если бы не думали, что уже стали ими»
из книги (учебника) «Слагаемые успеха»
Большое самообладание говорит о большом сердце — душу великую нелегко стронуть с места. Страсти — туморы духа; их избыток причиняет недуги благоразумия, и ежели недуг выходит чрез уста, в опасности добрая слава. Итак, умей владеть собой, дабы ни в счастье, ни в несчастье тебя не осудили за несдержанность, но дивились бы высоте духа.
Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.
Не цени того, кто никогда тебе не возражает, - это говорит не о его любви к тебе, а о его любви к себе.
Сколь первое непостоянно, столь вторая неизменна. То - для жизни сей, эта - для посмертной; то побеждает зависть, эта - забвение. Счастья желают, порой достигают; славу заслуживают. Жажду доброй славы порождает доблесть. Слава всегда была и пребудет сестрою гигантов, она - спутница крайностей: чудо либо чудовище, предмет восхищения либо омерзения.
Не всегда возражать на возражения.
Необходимо различать, когда противоречат по невежеству, а когда из лукавства; иногда это упрямство, но может быть и хитрость. Итак, остерегайся сам впасть в первое и пасть жертвою второй. Полезнее всего осторожность с соглядатаями: против их отмычки для сердец лучшее средство - оставить в замке изнутри ключик сдержанности.
Человек слова и дела. Различать их не менее важно, чем-то, кто друг тебе самому, а кто - твоему положению. Плохо, когда в делах неплох, да в речах нехорош; но куда хуже, когда неплох в речах, да в делах нехорош. Словами нынче не насытишь, слова - ветер; любезностями не прокормишь - учтивый обман вроде охоты на птиц с зеркальцем, когда их ослепляют. Только тщеславный сыт воздухом. Слова имеют цену как залог дел. У трухлявого дерева нет плодов, одна листва - вот и различай, от кого польза, а от кого тень.
Прежде, чем затеешь шутку, надо знать предел терпения у того,
над кем хочешь подшутить.