Сегодня человек склонен думать, что он вполне овладел собой, что разум способен контролировать душевные силы. Но это — иллюзия.
На самом деле, полагает Юнг, разум не контролирует душу, а подавляет её. Современный человек всё ещё одержим силами, находящимися вне его контроля. Об этом свидетельствует весь ход развития цивилизации последнего столетия: несмотря на беспрецедентное развитие науки, знаний, средств массовой информации, человечество в целом оказывается всё менее защищённым от буйства своих внутренних демонов — алчности, властолюбия, агрессии и множества изощрённых садистических влечений. Демоны современного человека более иррациональны и жестоки, чем демоны дикаря. Получая в своё распоряжение средства, созданные наукой и техникой, они становятся ещё опасней.

[ОНО]. На первый взгляд, смысл и страсть находятся на разных орбитах, но если речь идёт о смысле жизни, то это не так.
[ТЫ]. А как? Смысл ментален, а страсть чувственна.
[Я]. Послушаем разные мнения с общим знаменателем: борьба страсти с разумом:
[Клод Андриан Гельвеций]. Как только человек заглушает свою страсть, он перестаёт наслаждаться покоем.
[Мария фон Эбнер-Эшенбах]. Страсть — всегда страдание, даже та, что даёт наибольшее удовлетворение.
[Фридрих Ницше]. В конце концов, мы любим наше собственное вожделение, а не предмет его.
[ТЫ]. И где тут смысл жизни?.
[ ОНО]. Смысл жизни всегда выстрадан в борьбе страсти и разума. Человек обретает его, когда реализовывает свою самость.
[ Я]. Самость индивида заложена свыше, поэтому она не столько формируется, сколько очищается, развивается в личность. Самость человечества — осмысленность его поступков.
[ТЫ]. Однако, поведение человечества не назовёшь осмысленным: оно не контролируемо разгоняет машину цивилизации, чтоб врезаться в ограничительные столбики армагеддона.
[ ОНО]. Серафим Саровский не принял бы эту обречённость: Спаси сначала себя и вокруг тебя спасутся тысячи («Стяжи Дух мирен и тысячи около тебя спасутся. «). Мудрецы Талмуда ещё более оптимистичны: «Даже ради одного праведника держится мир».