В детстве ее считали зажатой и не артистичной, а позже, когда она стала звездой мирового балета, называли богиней и говорили, что ей нет равных. В общении она всегда держала невидимую дистанцию, но когда выходила на сцену, от нее невозможно было отвести взгляда. Галина Уланова, пожалуй, самая загадочная из всех великих балерин. Человек-тайна, нераскрытая книга и вместе с тем идеал, превзойти который пока не смог никто…
В детстве терпеть не могла балет
Мама Улановой танцевала в Мариинском императорском театре, а отец работал там же помощником режиссера. Девочка видела, как тяжело приходится маме, какой это адский труд, поэтому для себя решила, что сама ни за что не будет заниматься балетом. Однако поскольку у Гали были хорошие способности, в девять лет родители все-таки отдали ее в Петроградское хореографическое училище. Гале там не нравилось, даже несмотря на то, что преподавателем в тот момент была ее родная мама, и она постоянно просила, чтобы ее забрали домой. Уланова была очень стеснительной и зажатой, и если более талантливые и бойкие ученицы схватывали все на лету, то ей приходилось учить каждое новое движение часами. К тому же, времена были тяжелые, здание училища плохо отапливалось, девочкам приходилось ходить в шерстяных свитерах, а то и в шубах.
Галина постоянно твердила родителям, что хочет стать не балериной, а моряком. Но постепенно она втянулась в учебу и решила, что раз уж ей суждено заниматься балетом, то она постарается стать одной из лучших.
Ее считали неэмоциональной
Галина выросла в интеллигентной семье и с детства привыкла не показывать своих эмоций. Поэтому многие преподаватели (даже ее собственная мать) считали Галину холодной и «не живой». Предметы, связанные с актерским мастерством, ей не давались. Даже великая и опытная Агриппина Ваганова, у которой Галина училась в старших классах, поначалу сомневалась в ее способностях.
Впрочем, постепенно движения ученицы становились все эмоциональнее. На выпускном она танцевала Сильфиду в «Шопениане». Все, кто находился в зале, были просто поражены: с первого взгляда было ясно, что это уже не гадкий утенок, а будущая звезда мирового балета. 18-летнюю девушку тут же пригласили в Мариинский театр.
Поначалу она до смерти боялась сцены
В самом начале балетной карьеры юная Уланова очень стеснялась выходить на сцену и боялась даже посмотреть в зрительный зал. Однажды одна из подружек-балерин посоветовала ей не обращать внимания на зрителей, а смотреть поверх людей. Это сработало. Во время танца Галина полностью уходила в свой образ и в танец, и ее взгляд всегда был отрешенно-неземным. Ценители балета потом не раз замечали, что такого необыкновенного взгляда нет ни у одной балерины мира.
Главный секрет Улановой — смотреть поверх зрителей.
Галина Уланова была любимицей Сталина
В 1934 году выступление Улановой увидел Клим Ворошилов. Он был впечатлен, и труппу стали приглашать выступать в Москву. А еще через время посетить Мариинский театр решил сам Сталин. Шел балет «Эсмеральда», Уланова танцевала Диану и по сценарию должна была направить лук в зал, натянув воображаемую стрелу, причем, как раз в направлении боковой ложи. А там как раз сидел вождь… То ли ее решительность покорила Сталина, то ли само гениальное исполнение, но вскоре после спектакля он пригласил артистов в Кремль. На официальном мероприятии он потребовал, чтобы Уланову посадили рядом с ним. После этого случая балерине сообщили, что ее переводят работать в Москву. Она очень любила родной город и Мариинку, но перечить вождю не решилась. Уланова была любимицей Кремля и четыре раза становилась лауреатом Сталинской премии.
Галина Уланова, хотя и была за мужем несколько раз, очень не любила рассказывать о своих чувствах и личной жизни. Свои переживания она решалась поведать только личным дневникам. Однако, когда ей было уже за 80, она неожиданно сожгла все записи. Это показалось бы странным, если не знать ее характер. Все дело в том, что Уланова просто не хотела, чтобы подробности ее жизни и потаенные мысли после смерти были преданы огласке и породили сплетни. «Я очень рациональный человек. Но что поделать, такая у меня профессия», — признавалась она сама.
Уланова — это рациональность и сдержанность.
Не только в детстве, но и на протяжении всей жизни Уланова была очень сдержанной. Никто никогда не видел, чтобы она плакала или громко хохотала. Ее лицо всегда было невозмутимым, а взгляд — полным достоинства. А если она и улыбалась, то это была едва уловимая улыбка, за что ее сравнивали с Джокондой. «Самое комфортное для меня состояние — это одиночество», — говорила великая балерина. — Но если ко мне кто-то подойдет и заведет беседу, я с удовольствием пообщаюсь. Особенно, если разговор будет идти о театре.
Кстати, к балету она относилась без восторженного романтизма. Это было главное дело ее жизни, которое нужно было выполнять идеально — вот и все.
Уланова с ученицей.
Как вспоминают современники, Галина была не очень хорошим оратором — она не умела, да и не любила красиво говорить. Ученикам на занятиях было непросто понять, что требует педагог, если она пыталась объяснить это на словах. Гораздо доходчивее у Улановой поучалось выразить свою мысль с помощью движений. Зато, когда она начинала танцевать, собеседник понимал абсолютно все и смотрел на нее, как завороженный.
Строгость к себе и другим
Уланова всегда и во всем любила строгую дисциплину и в годы преподавательской деятельности была крайне требовательным педагогом. Говорила она при этом очень тихо и коротко, поэтому в зале сразу наступала гробовая тишина. Слушая ее, ученики были предельно внимательны и концентрированы, чтобы не упустить ни единого слова.
Так же требовательна была Уланова и к себе. Будучи балериной, она доводила каждое движение своей героини до совершенства, поэтому все ее танцы были идеальны, образы заранее продуманы до мелочей. Но и в преклонном возрасте, закончив карьеру как исполнитель, она продолжала следить за собой. Уланова каждое утро по часу, а то и дольше делала физические упражнения (в том числе, повторяла балетные па), потому что хотела всегда быть в идеальной форме. И, надо сказать, ей это удавалось — до самых последних дней ее вес оставался неизменным — около 50 кг.
Если Галина Уланова была самой таинственной и неприступной звездой мирового балета, то легендарную балерину Майю Плисецкую можно назвать иконой стиля.