США. Сидит наш разведчик с агентом на лавочке. Тот и говорит: — Послушай, я тебе передал секретную информацию! Это что, я теперь шпион?! Наш успокаивает: — Да нет, шпион это я… А ты просто предатель…
Одну женщину обвинили в сатанинстве и собирались сжечь на костре как колдунью. Но по существовавшему в то время обычаю все должны были подтвердить, что она ведьма. Огромная толпа, словно камни, бросала возгласы «ведьма», только ее сын безмолвствовал среди толпы. — Сжечь и сына, — крикнул кто-то, — он сын ведьмы, значит и он — сатана. Опасаясь за жизнь сына, крикнула несчастная женщина в толпу: — Это не мой сын! И тогда сын заорал вместе с безумствующей толпой: — Ведьма! Ведьма! И в тот же миг запылало пламя у ног невинной. Языки огня лизали уже тело, но не эта боль жгла сердце матери. Вспомнила несчастная, как впервые шевельнулся под сердцем ребенок, словно цветок распустил свои лепестки, вспомнила, как в муках родила она долгожданное дитя, как услышала его первый крик, возвестивший о появлении нового существа на свет божий, вспомнила, как приложила впервые к груди теплый дорогой комочек, как впервые он произнес слово «мама», как сделал первый шаг… Смотрела она в родное лицо, искаженное безумством, и жгучие слезы заливали опаленные огнем щеки.
Носитель предательства как качества личности — это предатель по призванию. Во всех сферах жизни он изначально заряжен сутью своей натуры на предательство, будь то любовь, дружба, бизнес, взаимоотношения с людьми или с Родиной. Вонючая смесь его качеств личности словно поджидает удобный момент, чтобы вылиться на головы ничего не подозревающих близких, друзей, коллег.
Совершенно точно сказал Пауло Коэльо: «Предательство — это удар, которого не ждешь». По ступенькам предательства всегда идёшь вниз.
Однажды проститутка пришла к старцу и говорит: — Старец, объясни мне одну простую вещь. Ты прожил много лет, и о твоей мудрости в народе ходят легенды. Твои двери всегда открыты для людей: ты готов помочь каждому, можешь дать любой совет, научить, как выйти из любой самой сложной и запутанной ситуации. Но дорога в твой дом давно поросла травой — люди не идут к тебе. А я — девушка из бедной семьи. Бог не дал мне ни ума, ни возможности получить образование. Да и красота моя со временем поистрепалась… И, несмотря на это дорога к моему дому широка и множество людей постоянно посещают его. Почему так происходит? На что мудрец ей ответил: — Ты знаешь, подниматься всегда тяжелее, чем опускаться. Вот в чем причина.
Люди считают, что в жизни существует множество дорог, нужно только выбрать, как витязь на распутье, одну — единственно правильную. На самом деле в жизни всегда одна дорога — или вверх или вниз, прогресс или регресс, развитие или деградация. Предательство — это всегда дорога вниз, под уклон. Вверх идти тяжело, это означает выстоять, не струсить, принять вызов судьбы, до конца исполнить свой долг, не предать, под влиянием внешних обстоятельств, свои нравственные принципы.
Дорога предателя — кубарем катиться вниз, оставляя позади свою совесть, нравственные устои, привязанности, всё то, что было еще совсем недавно сокровенно и дорого. Предательство — это когда человек опускается ниже в своем миропонимании, в знании, как жить правильно.
Словом, нельзя человека обвинять в предательстве не понимая его причин и мотивов. А причин для предательства существует великое множество. В основе предательства больше всего лежит страх, либо за свою жизнь и жизнь близких, либо за своё материальное благополучие.
Зачастую причиной предательства становится собственная психологическая проблематика того, кто на это идёт. Например, у него может быть страх перед другим человеком, мешающий честно прояснить отношения, высказаться откровенно и правдиво, заявить о своем несогласии. В такой ситуации возникает соблазн действовать исподтишка, скрытно, а отсюда уже один шаг до предательства. Уступив страху «полкорпуса», второе место уверенно завоёвывает корысть.
На третьей ступеньке «пьедестала предательства» взгромоздились зависть, алчность и жадность. Иуда, как известно, продал своего Учителя за тридцать серебряников. Франсуа Ларошфуко считает, что: «Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера».
Предательство по своим последствиям чрезвычайно болезненно. Недаром Виктор Гюго сказал: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга».
Солженицын в «Архипелаге Гулаг» пишет: «Ирма Мендель, венгерка, достала как-то в Коминтерне (1926 год) два билета в Большой Театр, в первые ряды. Следователь Клегель ухаживал за ней, и она его пригласила. Очень нежно они провели весь спектакль, а после этого он повез её… Прямо на Лубянку».
Обвинения в предательстве, ярлык «Предатель» зависят от людских оценок, поэтому они далеко не всегда объективны. К примеру, человек, будучи сектантом, не остановился в духовном развитии и пришел к выводу, что его убеждения ошибочны. Поставив об этом в известность членов секты, он заявляет о своем переходе в другую духовную традицию. Если даже ему удастся выскочить из секты живым, всё равно они будут считать его предателем.
Предательство гениально описал итальянский поэт 13 века Данте Алигьери в своем произведении «Божественная Комедия». Он разделил ад на 9 кругов. Чем больше круг — тем суровее наказания. В последнем, девятом круге, мучаются предатели. У Данте этот круг разделен на 4 пояса: а) предатели родных; б) предатели родины и единомышленников; в) предатели сотрапезников; г) предатели учителей.
В контексте ада для предателей, как итога их позорных деяний, написана притча.
По пустыне шел Человек со своими верными спутниками — Кошкой и Собакой. Шли они долго, не один день, изнывая от жары и жажды по бесконечной пустыне, мечтая о глотке воды, но оазиса по близости не было. Шли они, шли, и даже не заметили, что умерли… И тут Человек увидел большой камень, возле которого сидел Старик. От камня тянулась дорога, и Человек спросил у Старика: — Нет ли там колодца, мы очень хотим пить? — Идите прямо по дороге, там есть и вода и еда, — отвечал Старик, — но учтите, что животных мы не кормим, только вы можете попить и поесть! — А как называется это место? — спросил Человек. — Это Рай! — отвечал Старик. Человек очень хотел пить и есть, но он посмотрел на своих друзей — Кошку и Собаку, и они пошли дальше, не сворачивая на дорогу. Через некоторое время они снова увидели камень, возле которого сидел другой Старик. Человек задал тот же вопрос, и Старик ответил: — Да, конечно, идите по дороге — там вы сможете и попить и поесть. — А мои спутники? — спросил Человек, — смогу ли я накормить и напоить Кошку и Собаку? — Конечно, — отвечал Старик, — еды и воды на всех хватит. — Как же называется это место? — спросил Человек. — Это Рай! — ответил Старик. — Как же так?! — возмущенно сказал Человек, — Да знаете ли вы, что перед вами находится похожее место, которое тоже называется Раем? — Знаем, — отвечал Старик, — это не Рай, там — Ад! — Но ведь это же неправильно! Ведь многие люди могут ошибиться, приняв его за Рай и остаться там? — Да, — сказал Старик, — там остаются те, кто предает своих друзей!
Гордыня тоже занимает весомое место в причинах предательства. Бывает, что потенциальный предатель еще и не ведает, какое порочное качество личности может в нем проявиться. Перед близкими он хочет казаться сильным, ответственным, уверенным в себе. Хорошая позиция. Но, к сожалению, силы такого человека ограничены. В нужный момент он не сможет оправдать им же поощренные ожидания, окажется неспособным оказать поддержку и предательски покинет жизненное «поле битвы».
Предательства беспринципно. Это его отличительная особенность. Человек, имеющий твёрдые, высокие принципы, никогда не примет сомнительных предложений, которые, хотя и выгодны, но противоречат его нравственным устоям и совести. Для предателя выгода первична, принципы вторичны. Если измена сулит ему какие-то выгоды, он переступит через всё — воинский долг, любовь, дружбу. В «Сказке о Мальчише-Кибальчише» запечатлён момент предательства: «Вот сидят буржуины и думают: что же это такое им делать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним. — Радуйтесь! — кричит он им. — Это всё я, Плохиш, сделал. Я дров нарубил, я сена натащил, и зажёг я все ящики с чёрными бомбами, с белыми снарядами да жёлтыми патронами. То-то сейчас грохнет! Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья. Сидит Мальчиш-Плохиш, жрёт и радуется».
Генерал Ефремов предпочёл застрелиться, но не сдаться в плен. Генерал Карбышев, великий военный инженер (кстати, бывший царский генерал), предпочёл в плену мучительную смерть сотрудничеству с врагом. Генерал Новиков, герой обороны Севастополя, погиб, возглавляя сопротивление в концлагере. Кстати, Новикова пытались завербовать власовцы. И вот что об этом вспоминал один из участников событий, Некрашевич, старший лейтенант в отставке, участник обороны Севастополя: «Фашисты во Владимиро-Волынском концлагере в середине построили кирпичную стену. Каждый день с двух сторон этой стены на железных крюках вешали военнопленных. Это было сделано для устрашения наших воинов. Однажды в лагерь приехали офицеры-власовцы в сопровождении немцев. Они к этой стене поставили стол, накрытый вкусной едой и водкой. — Кто хочет записаться в армию Власова, подходите к столу! — крикнул один из офицеров, однако никто с места не тронулся. «Хорошо, если вы боитесь, ваши генералы покажут вам пример, — сказал власовец со злобой, тут же конвой привел трех советских генералов. Новикова я тут же узнал… — Генерал Новиков! Вы в Севастополе сражались героически. И здесь покажите пример. Первым запишитесь в армию Власова, — сказал ему продажный генерал. Петр Георгиевич встал прямо как под командой «смирно» и крикнул: — Ты, подонок, ты разве не знаешь, что коммунисты никогда не предают свою Родину. Воодушевившись смелому ответу, пленные зааплодировали. Это было неожиданностью для фашистов. Они, не дожидаясь команды, открыли по военным автоматный огонь».