Как-то в Нью-Йорке после одного из своих триумфальных концертов Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго давали пресс-конференцию. Журналисты задали корифеям вопрос: кто вдохновил их начать музыкальную карьеру. Самое удивительное, что все три лучших тенора мира дали одинаковый ответ — Марио Ланца.
Фильмами с его участием в 50-х годах прошлого века восхищался весь мир. В них звучит самая разная музыка: поп-шлягеры, итальянские канцоны и, конечно же, оперные арии. Однако по жанру ленты с Марио Ланца в главной роли — самые настоящие мюзиклы.
Вспомним об одном из величайших певцов XX века!
Человек, известный всему миру как Марио Ланца, появился на свет 31 января 1921 года в Филадельфии в семье итальянских эмигрантов. Мальчика назвали Альфредо Арнольдо Кокоцца. Его отец Антонио Кокоцца был тяжело ранен во время первой мировой войны и получал небольшую пенсию по инвалидности. И его супруге Марии Кокоцца-Ланца (чью девичью фамилию впоследствии и взял знаменитый тенор) приходилось трудиться сразу на трёх работах. Нужно было кормить семью и дать сыну приличное образование. Впрочем, учиться Альфредо не любил. С детства его интересовали только пение и бейсбол!
В доме Кокоцца была большая коллекция записей Карузо, и мальчик каждый день слушал их и учился вокалу, подпевая им. В конце концов, Мария Кокоцца-Ланца накопила немного денег для того, чтобы отвести мальчика к профессиональному учителю пения Антонио Скардуццо. Тот пытался заставить Марио учить сольфеджио, но так и не преуспел в этом. За короткий срок юный талант сменил еще нескольких учителей, пока не попал к знаменитому Сергею Кусевицкому, бывшему преподавателю Петербургской консерватории.
Именно в его певческой школе в Танглвуде и раскрылся выдающийся талант, о котором вскоре узнал весь мир. Впрочем, сначала будущему великому тенору пришлось отслужить год на базе ВВС США в городе Марфа. Его армейский приятель Берт Хикс познакомил Марио со своей сестрой Бетти. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре поженились.
Кстати, забегая вперед, скажем, что всемирная слава М. Ланца отнюдь не сказалась на их отношениях. Они были влюблены друг в друга, как в первый день. После армии Марио продолжил постигать тайны бельканто у частных учителей, а затем в составе небольшой труппы начал гастролировать по стране. К нему пришла известность. Молодому тенору предрекали звёздную карьеру в опере. Однако судьба распорядилась по-другому. 28 августа 1947 года Марио и его коллеги выступали в Голливуде в зале «Холливуд Боул» («Hollywood Bowl»), и этот круто изменил его творческую биографию!
На концерте в «Голливудской чаше» пение Марио Ланца услышал Луис Майер, владелец всемирно известной киностудии «Метро-Голдвин-Майер», человек жёсткий и властный, но прекрасно понимающий, чего хочет зритель. Л. Майер почувствовал, что у великолепного тенора, к тому же обладающего импозантной внешностью, есть все данные для того, чтобы стать звездой Голливуда. Так Марио Ланца начал сниматься в музыкальных фильмах студии MGM.
Уже первая лента с его участием «Полуночный поцелуй» («That Midnight Kiss») принесла студии большой доход.
О содержании фильмов, в которых участвовал Марио Ланца, собственно, и сказать нечего. Сценарии строились по одному шаблону. Певец встречает некую девушку, и они влюбляются друг в друга. Вот и всё. Впрочем, публику привлекали не хитросплетения сюжета, а блистательное пение красавца-тенора. В 1951 году вышел фильм «Любимец Нового Орлеана» («The Toast of New Orleans»), для которого М. Ланца записал песню, ставшую легендарной, — «Будь моей любовью» («Be My Love»).
Среди чисто развлекательных картин, в которых принимал участие Марио Ланца, особняком стоит разве только лента «Великий Карузо» («The Great Caruso»). Марио вложил в неё всю душу. Он прочитал множество книг о своём кумире, изучал его манеру исполнения, привычки и даже походку. Эта лента, которая вышла на экраны в 1952 году, наверное, лучшая работа М. Ланца в кино. Кстати, звуковая дорожка фильма побила рекорд продаж — более миллиона копий, и стала первой оперной записью, получившей «Золотой диск».
Развлекательные фильмы, похожие друг на друга сценарии, образ голливудской звезды — всё это, в конце концов, начало тяготить Марио Ланца. Он, наконец, почувствовал, что его призвание — опера, театральные подмостки. В конце 40-х годов он сыграл роль Пинкертона в опере Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» («Madam Butterfly») в театре Опера Нового Орлеана. Публика и критика называли его дебют «триумфальным». Однако, увы, для выступлений на сцене у него почти не было времени. Ведь М. Ланца связывал контракт с киностудией.
Во время съёмок очередной картины «Принц-студент» («The Student Prince») он поссорился с режиссёром, а заодно и с Луисом Майером. М. Ланца отказался от съёмок, киностудия подала на певца в суд, заставив его уплатить в качестве возмещения ущерба 5 миллионов долларов. Л. Майеру даже удалось добиться того, чтобы М. Ланца не мог выступать на концертных площадках, вести передачи по радио, записывать песни до тех пор, пока не истечёт его контракт с МGМ.
В конец концов, роль М. Ланца сыграл другой актёр, однако песни в фильме «Принц-студент» звучали в исполнении Марио Ланца, в том числе и знаменитая «Гранада».
Он продолжал сниматься, заключив контракт со студией «Уорнер Бразерс», гастролировал, давал концерты. В ноябре 1957 года М. Ланца выступил в Лондоне перед королевой Великобритании и британской знатью. Обычно сдержанные и чопорные лорды и пэры аплодировали и кричали «Браво!».
Ну, а затем, в 1958 году, Марио Ланца сыграл главную роль в ленте «В первый раз» («For The First Time»), у нас она больше известна, как «Серенада большой любви».
То был его самый знаменитый и, увы, последний фильм. Он работал как каторжный, пел и проживал каждый день, словно он был последним. Его сердце не выдержало, когда Марио Ланца было только 38.
Музыкальные критики говорят, что он мог бы стать звездой оперы всех времён, голосом столетия! Впрочем, достаточно и того, что он сделал.