Моя бабушка считала ужасным поступком - выкидывать еду. Когда она видела подобную картину, сначала крепко ругала людей у которых на такое рука поднялась, а потом долго сидела задумавшись и печально смотрела в одну точку. Наверное, в этот момент перед ее глазами проплывали страшные картины военных лет. В то время не то что кусочек хлеба - каждая травинка в огороде «была на счету». Так ОНА говорила.
Моя бабушка встретила войну пятнадцатилетней хрупкой девушкой, работавшей в колхозе. Жила в деревне, в тульской области. В октябре сорок первого года в деревню пришли немцы. Правда, покинули ее уже зимой.
Покинули вместе с продовольствием, которое было у сельчан. В сорок втором году начался голод. Не было ни хлеба, ни молока, ни спасительной картошки. Многие ее не смогли даже посадить, ведь все забрали оккупанты.
Все что было, отдавали Фронту. Сами перебивались тем, что росло в огороде и в лесу; варили лебеду, коренья, грибы.
Самое страшное началось зимой. Люди «пухли» от голода. Каждый прожитый день был испытанием. Ждали не только Победы; ждали весны. Она была Победой!
Наверное, это была самая долгожданная весна. И потому казалось она такой поздней. А как определили ее приход? Крапива! Появилась крапива! Значит, с голода уже не умереть!
Срывали не всю сразу, оставляя немного, чтобы подросла.
В один из таких весенних вечеров моя бабушка и другие односельчане собрались в чьей-то избе. Выбрали ту, где имелся большой стол. Каждый принес, что было: кто склянку постного масла, кто грибы, кто пару мерзлых картофелин, которые нашли в поле. С миру по нитке. Получилось всего одно блюдо, но какое! Зеленые щи из крапивы, которые даже «забелили» молоком. Какой этот был праздник! Праздник - поводом для которого была ЖИЗНЬ!
Бабушка часто вспоминала эти щи и говорила, что они были самые вкусные на ее памяти.
Односельчане долго смотрели на чугун с горячим, дымящимся варевом - не верилось, что это не мираж. Кто-то взял ложку, отхлебнул и крикнул: «Живем!!!»