И за борт её бросает: 11 мифов о Степане Разине
Про знаменитого атамана сказки и легенды начали сочинять ещё при жизни. Впрочем, в жизни у него хватало удивительных правдивых сюжетов. А правда ли, что…
1. Стенька Разин утопил персидскую княжну
МАЛОВЕРОЯТНО. Сюжет песни «Из-за острова на стрежень» взят из воспоминаний голландца Яна Стрёйса, оказавшегося в Астрахани в 1670 году, когда её захватили разинцы. По Стрёйсу, Разин в пьяном неистовстве утопил некую «персидскую княжну, которую он похитил вместе с её братом», в качестве жертвы Волге. В 1669 году в битве с персами на Каспии казаки захватили Шабалду - сына флотоводца Мамед-хана, но ни в одном документе не сказано, что вместе с сестрой. Даже в челобитной самого Шабалды с просьбой отпустить его на родину - о сестре ни слова. Людвиг Фабрициус, который тоже был в Астрахани в 1670 году, приводит иную версию событий. Атаман топит не персиянку, а татарку и не в Волге, а в Яике, то есть ещё до каспийского похода. Фольклорист Сергей Неклюдов считает, что Стрёйс, много заимствовавший из чужих текстов без указания источника, мог и в данном случае выдать услышанную от кого-то историю за увиденное лично. Принесение девушки в жертву водной стихии - известный фольклорный мотив. «История с этим жертвоприношением, - пишет историк Владимир Королев, - лишь отзвук древнего обряда, возникший на основе представлений о варварстве и жестокости атамана и его товарищей».
2. О нём писал Александр Дюма
ДА. Автор «Трёх мушкетеров» в 1858 - 1859 годах предпринял дальнее путешествие - из Петербурга через Москву и Поволжье на Кавказ (где, кстати, скрупулёзно записал для французских гурманов рецепт шашлыка). В путевых очерках писателя есть историческая справка о донском казаке, предводителе народного восстания второй половины XVII века Стеньке Разине, «настоящем легендарном герое, как Робин Гуд», и связанное с атаманом волжское предание о Девичьем холме. Легенда напоминает историю с персидской княжной. Разбойник Стенька Разин, стоя на холме, вопрошал - чего, мол, ты хочешь за свое покровительство, о Волга? Услышав в ответ эхо «Ольга!», он принес реке в жертву самое дорогое - бежавшую с ним возлюбленную (которую так звали). После чего удача изменила Стеньке, и он был побежден и схвачен князем Долгоруким.
3. Легендарный атаман знал восемь языков
ВОЗМОЖНО. Так писал служивший в Персии и России шведский дипломат Энгельберт Кемпфер, утверждая, в частности, что Разин владел фарси. Правда, сам Кемпфер никогда не встречал Степана Тимофеевича, чтобы лично в этом убедиться. Впрочем, казак Разин родился и жил в многоязычной среде: на Дон стекались представители разных народов (среди них были поляки, татары, турки, калмыки, даже карелы). Выучить несколько языков в таком окружении было нетрудно.
4. Он взял в плен уроженца Бразилии
ДА. Людвиг Фабрициус был сыном лейденского хирурга, служившего в бразильской колонии Голландской Вест-Индской компании. Возмужав, Фабрициус-младший завербовался на военную службу в Россию и оказался в армии, отправленной царём против разинских отрядов. В июне 1670 года попал к казакам в плен, несколько раз виделся с атаманом лично. Осенью того же года Фабрициусу удалось бежать в Персию. Годы спустя, будучи уже на шведской службе, он рассказал о восстании Разина в «Записках» на немецком языке.
5. Разин брал города хитростью, прибегая к «маскараду»
ДА. Тот случай, когда сюжет многочисленных песен и сказаний имеет реальную подоплеку. Статус паломника пригодился казачьему предводителю и в качестве военной хитрости в походе «за зипунами» 1667−1669 годов. Разин с несколькими сподвижниками под видом богомольцев в канун Петрова дня попросили впустить их в Яицкий Городок (нынешний Уральск.) - поставить святому Петру в местной церкви свечку. И как только ворота открылись, отряды казаков ворвались внутрь.
6. Разин проехал все Русское царство с юга на север и обратно
ДА. Его отец в свое время дал обет съездить в Соловецкий монастырь на Белом море - помолиться местным святым-чудотворцам Зосиме и Савватию. Но не успел, умер, и в 1652 году в паломничество отправился сын, которому тогда было около 20 лет. Степан Разин добрался с низовий Дона до Соловецких островов, по пути посетил Воронеж, Тулу, Ярославль, Москву, Вологду, Архангельск, а потом вернулся обратно. По мнению историка Владимира Соловьева, поскольку статус богомольца давал большую свободу передвижения, спасая вольного казака с Дона от повышенного внимания властей, Разин мог использовать паломничество как удобный предлог, чтобы поездить по стране и изучить обстановку в разных регионах.
7. Степан Разин был соратником Емельяна Пугачева
ДА. Тёзка легендарного атамана, казак Степан Андреевич Разин, сражался в рядах мятежников-пугачевцев через сто лет после разинского восстания.
8. Разин зарыл в Жигулях несметные сокровища
ВОЗМОЖНО. По крайней мере, надежда властей найти разинские клады и записи подарила ещё пять лет жизни младшему брату Стеньки - Фролу, который под пытками пообещал показать атамановы тайники. Государевы люди возили его на Дон и на Волгу, но искомых сокровищ не обнаружили, и в 1676 году Фрол тоже был казнён. По сей день не найден клад, который были бы основания назвать разинским. Наверное, поэтому стали рассказывать, будто золото атамана заговорённое и просто так в руки не даётся. Есть предания, что сокровища стережёт дух самого Разина: он сидит по ночам в пещере и считает деньги.
9. Войско Разина сопровождали мятежный русский царевич и низложенный патриарх Никон
НЕТ. Но сам Стенька активно распускал такие слухи, надеясь привлечь новых сторонников. Опальному Никону Разин отправлял письма с предложением сотрудничества, но бывший патриарх предпочёл не связываться с бунтовщиком. Что же касается царевича, то, по свидетельствам современников Разина, атаман держал при себе пленного кавказского княжича, которого и выдавал за царского сына Алексея Алексеевича. Утверждалось, что царевич не умер в январе 1670 года, а бежал от отца, государя Алексея Михайловича, на вольный Дон. Казнив Разина, царь простил самозванца поневоле.
10. Разин был безбожником и занимался чёрной магией
НЕТ. В марте 1671 года патриарх Иоасаф предал главного мятежника анафеме, которую повторили в храмах по всей стране. В приговоре царского суда Разин назван «вором, и богоотступником, и изменником». Атамана обвиняли в том, что он изгнал с Дона священников и заменил церковные венчания языческими обрядами. Владимир Королёв, однако, пишет, что на Дону во времена Стеньки Разина бракосочетание по церковному уставу, а не в казачьем кругу попросту ещё не прижилось. Атаман не был ни воинствующим язычником, ни еретиком, но московские власти стремились представить любое обстоятельство как антихристианские действия главного бунтаря.
Магом Разин стал в легендах, причём, как следствие официальной пропаганды, иногда колдовские способности атамана объясняются его связью с нечистой силой
11. Разин не был казнён в 1671 году, а чудом спасся
НЕТ. Степан Разин был публично четвертован по царскому приговору в Москве 6 июня 1671 года. Вот что писала об этом лейпцигская пресса того времени: «Хотя нет никаких сомнений в том, что казнь протекала указанным образом, большинство до сих пор не хочет верить, что это был подлинный главный мятежник Разин, поскольку сам [казнённый] перед смертью сказал: «Вы думаете, что убили Разина, но настоящего вы не поймали; и есть ещё много Разиных, которые отомстят за мою смерть». В сказаниях атаман обретает бессмертие и, подобно легендарным героям других народов (королю Артуру, Фридриху Барбароссе…), либо спит, либо пребывает в некоем волшебном плену, но когда-нибудь проснётся, чтобы вершить правосудие.