Мифы о психологии
Мифы процветают там, где нет точных, объективных и достоверных знаний. Например, раньше люди считали, что солнце - это огненная колесница, в которой сидит сияющее божество - Гелиос, а молния - это стрелы, брошенные могучей рукой громовержца Зевса. «Что ж тут плохого?» - скажет кто-то. «Что плохого в том, что у древних были мифы? Зато теперь их так интересно читать! Я вот зачитываюсь античной мифологией, например, мифами об Энее, о Психее и Эросе, об Эдипе, об Одиссее, о Сизифе…» Но не будем спешить с выводами, ведь мифологическое мышление никуда не делось. Оно и сегодня управляет поведением множества людей.
Люди часто воспринимают вещи не такими, какими они являются на самом деле. Связано это не только с отсутствием точной, объективной и достоверной информации, но и с тем, что люди не хотят такую информацию получить, даже зная, что такого рода информация есть. (Есть, конечно, и другие причины, но их описание выходит за рамки настоящей статьи). Людям милее свои старые и знакомые или новые и потрясающие мифы, чем достоверные данные.
В частности, по законам мифа происходит восприятие многих профессий. Еще в XIX веке деревенские жители считали, что их соседи - плотники, мельники и кузнецы - являются колдунами и владеют тайным знанием. Подобные мифы существуют и сегодня. Так, мифами овеяна профессия разведчика (шпиона), агента спецслужб, космонавта, спецназовца, государственного чиновника, актера, телеведущего. Человек склонен воспринимать мифологически то, о чем у него нет достоверных знаний. Миф как бы заполняет вакуум, образующийся из-за отсутствия точного знания. Это осознают все.
Но парадокс состоит в том, что, осознавая это, человек не делает поправку на отсутствие у него достоверных знаний и воспринимает свои мифологические представления, как вполне достоверные. На такого рода представлениях основаны и различные теории заговоров. Все это - данные современной психологии.
Но парадокс также состоит в том, что и сама профессия психолога тоже воспринимается в обществе мифологически. Считается, например, что знание психологии автоматически делает человека способным влиять на окружающих, решать их проблемы или же манипулировать ими, используя в собственных интересах. Это как контагиозная магия: с чем соприкасаемся, над тем и приобретаем власть, как ведьма Эрихто, которая долго сидела среди трупов и потому смогла открыть Энею врата в мир мертвых.
Мифологическому восприятию психологии и психологов подвержено не только массовое сознание, но и сознание людей, которые становятся психологами и получают психологическое образование. Это, во многом, связано с тем, что сегодня множество вузов, обучающих психологов, делают это недобросовестно, а зачастую и просто создают иллюзию обучения,
Проблема снижения качества образования в нашей стране - это отдельная проблема, но даже получив хорошее образование, многие психологи продолжают видеть свою профессию в мифологическом свете, а иногда и сознательно создают и поддерживают мифы о психологии и психологах. Когда-то таким путем шли врачи и, может быть, именно поэтому слово «врач» и слово «врать» так похожи. (Да не обидятся на меня врачи, знающие свое дело и относящиеся к пациенту как к человеку, а не как к просителю, который мешает сидеть в кабинете и чай пить). Шли таким путем и алхимики, поддерживая миф о том, что они владеют тайной превращения неблагородных металлов в золото. Всегда выгодно сделать так, чтобы люди считали тебя более полезным, более сильным, более умным, чем это имеет место на самом деле. В случае оказания услуг - это, банально, позволяет получать больше денег. Тем более что за свои услуги психологи денег, как правило, не возвращают, как не возвращают плату за обучение недобросовестные вузы.
Но что будет, если сорвать покровы мифа с психологии? Что же такое психология на самом деле?
Психология - это, прежде всего, наука. А психолог - это, прежде всего, исследователь, ученый, а не гипнотизер, не врач, не пропагандист, не агент влияния и не телепат. Причем психология - это наука экспериментальная и работающая, прежде всего, со статистическими закономерностями, а не с единичными случаями, использующая статистическую обработку данных. Это отличает психологию от филологии, истории, литературоведения и даже от экономики - во всех этих науках эксперимент или невозможен или же не рассматривается как метод исследования, а статистические методы применяются только в последней.
Часто на такое определение возражают: мол, наука - это одно, а практика - совсем другое, мало знать данные науки, чтобы быть практиком. Давайте проанализируем, насколько корректно это возражение.
Да, практика - это область, несколько иная, чем наука. Но любая практика, например, такая, как конструирование моста, должна опираться на науку (в данном случае, на всеми не любимое сопротивление материалов, на физику). Без науки практика, в лучшем случае, приводит к «феномену Левши» (блоху подковал, но прыгать с такими подковами блоха не может), а в худшем случае (и таких случаев - подавляющее большинство) - к «эффекту кровопускания»,
Знать науку, действительно, не достаточно, чтобы достигать успеха в практике. Например, множество людей знают научные данные, необходимые для конструирования оружия, а Калашников такой один. Но это не означает, что науку знать не обязательно. Калашников соответствующую науку знал. Знали ее и изобретатели натовской штурмовой винтовки М-16. Поэтому наука - это необходимое условие эффективности практики, но, конечно, не достаточное.
Так что независимо от того занимается психолог наукой или практикой, от него требуется, прежде всего, рациональное, а не эмоционально-интуитивное мышление. Можно сказать, что в отличие от Психеи, психология влюблена не в Эроса, а, скорее, в Гефеста.
Для полноценной работы психологом нужна серьезная математическая подготовка, особенно в области теории вероятности и статистики. К сожалению, сегодня такая подготовка хромает. Это отмечают даже преподаватели факультета психологии МГУ. Необходимы психологу и высокая культура мышления, и взвешенность, и способность не хвататься в порыве эмоций за непроверенные данные, и здоровый скептицизм, и способность не испытывать иррациональную привязанность к собственным или чужим мыслям и идеям. И подготовка в этой области, я бы сказал, хромает не меньше, чем в области математики. Да что там хромает! Преподаватели психологии даже впрямую приучают студентов видеть мир иррационально и некритично, доверять «шестому чувству», сердцу, снам и предчувствиям, туманным образам и нелогичным построениям, сомнительным и научно не подтвержденным концепциям вроде Эдипова комплекса, единичным случаям, а не достоверной статистике.
Почему так происходит? Почему происходит дематематизация и даже обезнаучивание психологии?
Все очень просто: в условиях рынка спрос рождает предложение, ну и вузы, естественно, реагируют на спрос. А в обществе сегодня, действительно, есть спрос на образование, с одной стороны, позволяющее зарабатывать, а, с другой стороны, не требующее знания математики или хотя бы просто высокой культуры мысли. Такого рода потребность можно назвать «потребностью в волшебной палочке или потребностью в легком пути. Люди рассуждают примерно так: «какое бы такое образование получить, чтобы не работать, а деньги бы капали?» И мифы услужливо подсказывают на ухо ответ на это вопрос: «образование психолога!»
Склонность не доверять сухим цифрам, математическим сухарям, строго логичным умозаключениям - это еще одна причина искаженного восприятия реальности. А люди, считающие, что эмоциональное, интуитивное восприятие реальности и человека более достоверно, чем основанное на точных научных данных, довольно широко распространены сегодня. Косвенным подтверждением этого факта можно считать то, что для людей с подобной ориентацией сознания даже придуман специальный ярлык в среде любителей Интернет-общения. Этот ярлык носит наукообразное название «синдром гуманитарного мышления». И многие из людей с этим «синдромом» так или иначе связывают свою жизнь с психологией.
Так что не нужно быть великим ученым, чтобы ясно увидеть, что сегодня в российском обществе процветает миф о том, что психолог - это такой эмоционально-чуткий и/или эмоционально-экспрессивный гуманитарий, типа литератора или искусствоведа, но работающий не с текстом и не с произведениями искусства, а с душами людей. Выгоден этот миф и вузам, которые получают деньги, продавая психологическое образование. Рекламный слоган тут примерно такой: «Вы эмоциональны, чутки, отзывчивы, но не любите критически мыслить?! - Еще один шаг, и Вы станете профессиональным психологом!»
Конечно, эмоции, эстетика, отзывчивость, умение чувствовать переживания другого - это важные качества, без которых жизнь человека становится бедной, а его отношения с окружающими - плохими. Но наличия всех этих качеств вовсе не достаточно, чтобы быть психологом. Как не достаточно быть терпеливым, замкнутым и наблюдательным для того, чтобы быть астрономом, как не достаточно быть агрессивным и любить драться для того, чтобы быть спецназовцем или боксером, как не достаточно быть скрытным и склонным подглядывать и подслушивать, чтобы быть разведчиком, и как не достаточно быть наглым, симпатичным и самовлюбленным, чтобы быть актером или телеведущим. Да, в психологии важен интерес к человеку, к группам людей и к тем законам, которые управляют их поведением. Но профессиональная подготовка психолога требует помимо этого интереса приобретения множества знаний, умений и навыков. А вот простой житейской смекалки в области человеческой души и отношений между людьми совершенно не достаточно для серьезного изучения и освоения психологии. Хотя наличие подобной смекалки может помочь в этом изучении и освоении.
Короче говоря, сегодня в России люди идут получать психологическое образование для одного, а в итоге получают совсем другое. Ожидания не оправдались, а мечты не совпали с реальностью - миф сделал свое дело, оказал свое пагубное влияние. И выясняется, что заработать деньги с помощью психологии сложно, а математика психологу требуется, да еще какая. Поэтому сейчас в России есть множество людей, имеющих психологическое образование, которые работают кем угодно, но только не психологами или, что самое прискорбное, не работают вообще. А самый надежный сегодня вид заработка в области психологии - это продавать психологическое образование.
Поэтому если у Вас за годы обучения в школе проявился научный склад мышления: Вы получали пятерки благодаря пониманию, а не зазубриванию, готовили отличные рефераты, проекты, выигрывали на олимпиадах, и при этом Вам глубоко интересны люди и законы, управляющие их поведением, Вы неплохо знаете математику и не боитесь интегралов и дифференциалов, то Вы можете поступать туда, где готовят психологов. Конечно, все не так просто, учитывая, что в вузах России процветает лженаука в виде, например, плагиата, фиктивных и бессодержательных научных работ, мошенничества и откатов при получении грантов, взяток за поступление…
А вот если Вы эмоциональны, чутки, не имеете научного склада мышления, но при этом легко общаетесь с людьми, которые еще и часто делятся с Вами своими проблемами, то Вам лучше стать педагогом, воспитателем детского сада, филологом, активным продавцом, страховым или рекламным агентом, священником, социальным работником, в конце концов, женой, умеющей создавать в семье эмоциональный комфорт и имеющей отличные отношения с собственным мужем и пр.
Разумеется, бывают счастливые случайности, когда человек и к науке склонен, и в людях хорошо разбирается. Наверное, такие люди и становятся великим психологами.
Но, так или иначе, чтобы успешно применять данные научной психологии, надо глубоко разбираться в методиках исследования и общих принципах научного познания реальности, благодаря которым эти данные появились. Чтобы эти данные использовать, необходимо их найти, понять, скомпоновать, а это тоже невозможно, если у человека нет научного склада мышления и соответствующей профессиональной подготовки. А если психолог такими данными не владеет, то он просто не сможет конкурировать с гадалками, экстрасенсами, колдунами, ведьмами и магами, которые зарабатывают большие деньги на решении человеческих проблем или, точнее, на создании иллюзий таких решений. Кстати, многие психологи и уходят в результате в магию, экстрасенсорику, таро, астрологию или просто в лже-психологию типа трансперсональной, аналитической, компенсируя отсутствие научных данных цветником иррациональных, но манящих, как голоса сирен, идей. И это так же широко распространено, как и ситуация, когда экстрасенс объявляет себя психологом или даже получает корочку о психологическом образовании: в мутной воде хорошо ловить рыбу, а прикрываясь мифом, легко создавать нужное впечатление.
Вот так обстоят дела. Обидно только, что сегодня, когда на федеральных каналах на полном серьезе слушают астрологов типа Василисы Володиной и «народных целителей» типа Геннадия Малахова, развенчивание мифов - это, по сути, сизифов труд.