«- Здравствуй, чужая милая,
Та, что была моей.
Вечно тебя любил бы я,
До самых последних дней…»
Старшему поколению, да и просто любителям хорошей лирической песни, хорошо знакомы эти задушевные строки. Песня «Здравствуй, чужая милая» часто исполнялась в самых разных компаниях, во дворах под гитару, и была известна ещё в далёкие 50-е годы. Как вспоминал в одном из интервью музыкант Николай Резанов, долгие годы руководивший ленинградским ансамблем «Братья Жемчужные»: «Песня эта старая, известная ещё со времён «Сиреневого тумана…» (другой, не менее популярный «хит» 50-х). Долгое время «людская молва» причисляла «Чужую милую» к «народной», а позднее в 70−80е приписывала создание песни, то певцу Аркадию Звездину-Северному, «вдохнувшему» в конце 70-х новую жизнь в некогда популярный «шлягер», то московскому поэту и автору-исполнителю Феликсу Далладе, якобы написавшему эту композицию ещё в 1951 году (Ф.Даллада написал другую известную песню «Расцвела сирень в моём садочке»), а то ещё кому-то, вроде современного певца Александра Солодухи. Прекрасная лирическая песня целиком «ушла в народ», со временем видоизменялась мелодия, дописывались и переставлялись отдельные строчки. Вплоть до начала 90-х, настоящие имена создателей произведения и её первого исполнителя, не были широко известны слушателям и только в 1992 году, когда «Чужая милая» обрела современное звучание в исполнении белорусско-украинского эстрадного певца Александра Солодухи, появились сведения о реальных авторах оригинальной песни.
«Завесу тайны» немного приоткрыл известный белорусский композитор Эдуард Семенович Ханок, автор более десятка популярных эстрадных хитов последних десятилетий («Потолок ледяной, дверь скрипучая», «А я говорю весна, говорю», «Журавлик», «Малиновка» и др.), сотрудничавший с М. Пахоменко, И. Кобзоном, А. Пугачёвой и другими популярными исполнителями. В начале 70-х годов
Вот что он рассказал в интервью «Белорусской деловой газете"(авт.С.Шапран, 1999 г.):
«- История этой песни на самом деле начинается еще в 50-х годах. Первым исполнителем песни был знаменитый эстрадный певец Николай Щукин, а её первый вариант с другой мелодией, на стихи киевского поэта Леонида Татаренко, написал украинский композитор Анатолий Горчинский. Почти тридцать лет назад, я сделал свою версию и предложил ее Валерию Ободзинскому, но что-то у него тогда не получилось. Позднее в 1992-м году я совершенно случайно показал ее Александру Солодухе, и песня сработала.»
Итак, первый вариант песни «Здравствуй, чужая милая», на стихи украинского поэта-песенника Леонида Татаренко (известный поэт 50−60х годов, песни на его стихи исполняли Георг Отс, Николай Щукин и др.), композитор Анатолий Горчинский сочинил ещё в самом начале 50-х и записал её на пластинку, а позднее предложил песню для исполнения талантливому эстрадному певцу Николаю Николаевичу Щукину.
Затем спустя десять лет, в начале 70-х годов белорусский композитор
Ныне «Чужая милая» прочно вошла в список лучших «хитов» 90-х годов и входит в репертуар самых разных исполнителей, работающих в разных музыкальных жанрах и направлениях.
ЧУЖАЯ МИЛАЯ
(оригинальный текст Л. Татаренко, конец 40-х - начало 50-х годов)
Здравствуй, чужая милая,
Та, что была моей.
Вечно тебя любил бы я,
До самых последних дней.
Прошлое не воротится,
И не поможет слеза.
Как целовать мне хочется
Только твои глаза.
Много бродил по свету я,
Много прошёл дорог.
Только тебя, любимая,
В сердце сберечь не смог.
Прошлое не воротится,
И не поможет слеза.
Как целовать мне хочется
Только твои глаза!
Если б всю жизнь немалую
Снова пройти я смог,
Я бы тебя, любимая,
В сердце навек сберёг.
Прошлое не воротится,
И не поможет слеза,
Как целовать мне хочется
Дочки твоей глаза!