Так случилось, что моя единственная дочь - типичный интроверт (ИНТРОВЕРТ - человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, он обращен на самого себя). А вот внучка, которой на днях исполнилось 1 год и 2 месяца совершенно противоположный тип. Наблюдая каждый день как растет малышка, я отметила особенность, которая для экстравертов демонстрируется легко и просто (ЭКСТРАВЕРТ - человек, психический склад которого направлен на окружающий мир и деятельность в нем).

Ежедневно, с раннего утра до позднего вечера, дом оглушается по 100 раз в день возгласами радостного удивления. Звук «о-о» произносится на разных частотах, в разных интонациях, различный по длительности… Но всегда это выражение очень созвучное радостному «Эврика!». Выполненная нежным детским голоском эмоция звучит очень потешно и заставляет улыбнуться в ответ. Такая реакция на все: на яркую витрину, на новый предмет, на огромную лохматую собаку, в несколько раз превышающую по объемам кроху, на камешек, брошенный в море, на ор мартовского кота, услышанного с балкона… абсолютно на все новое!

«Познание начинается с удивления», - сказал Аристотель.

Мне подумалось о том, что пока маленький человек чист, как ангел, не отягощен социальными запретами и прочим гнетом, его восприятие реальности безусловно адекватное и главная эмоция, помогающая осваивать мир - удивление, представлена в первозданном виде, кристально-чистая, не замутненная страхом или испугом.

Как же трактует эмоцию удивления современная наука?

Психологическая энциклопедия дает следующее определение: «(Surprise) Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Существовавшая до того активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. При крайней степени удивления, особенно при испуге, наблюдаются моргание глаз и постуральные реакции. Это одна из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Её физиологические корреляты в целом являются теми же, что и при увеличении возбуждения. Удивление может быть неприятным, приятным или тем и другим одновременно» (Прим. автора: «А если годовалый ребенок при удивление не испытывает «приятных или неприятных чувств?»)

Толковый словарь Ушакова гласит: «Удивление, удивления, мн. нет, ср. Состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-нибудь, поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью или непонятностью».

То есть удивление трактуется как когнитивная эмоция, появляющаяся при возникновении неожиданной ситуации. Адекватная реакция на отклонение от нормы. (Прим. автора: «А если годовалый ребенок не знает, что такое норма»?)

Основные определения, характеризующие состояние удивления - удивлённый, изумлённый, поражённый. Синонимами слова «удивление» являются: изумление, крышеснос, обалдайс, отключка, ошеломление.

В лингвистике эмоцию удивления характеризуют следующие междометия - Ай, Ах, Ого, Ого-го, Ой, Ой-ляля, Ох, Ха, Фью, Тю, Ба, Фу-ты; Agh, Ah, Aiee, Oh, Oh-lala, Oho, Ha, Ha-ha, Heh, Heigh-Ho, Ho, Huh, Hump, Whoo, Whoope, Wow, Pah, Bah, Faugh.

В ряду шести основных эмоций (радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть) еще Р. Декарт, поддерживая и развивая идею Аристотеля, на первое место поставил как раз эмоцию удивления. Было отмечено, что удивление не имеет противоположной себе эмоции. Если объект типичный, не имеет в себе ничего необычного, мы спокойны и рассматриваем его без всякого воодушевления. А вот при удивлении ситуация меняется и мы глядим на предметы или ситуацию очень заинтересовано, с высоким уровнем включенности.

Удивление развивается в ходе познания.

И. Кант определил удивление как чувство замешательства при встрече с чем-то неожиданным. При этом в развитии эмоции удивления он выделял две стадии: 1 - когда первоначально задерживается развитие мысли (вследствие этого бывает неприятно) и 2 - прилив мыслей и неожиданных представлений (потому становится приятно).

К. Д. Ушинский, проводя анализ эмоции удивления, полагал, что в удивлении к чувству неожиданности присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже устоялись у человека. По его мнению, дело не в самом явлении или образе, нас удивляющем, а в его отношении к нашим убеждениям и мыслям, обусловливающих наши ожидания. Удивление предполагает предварительные знания, которым новое явление противоречит, и поэтому удивление невозможно при полном невежестве. Развивая эту мысль, Ушинский отмечает, что для младенца все явления новы, но он ничему не удивляется. «Мы удивляемся новому, неожиданному для нас явлению именно потому, что чувствуем всю трудность внести его как новое звено в вереницы наших представлений, и как только мы это сделаем, так и чувство удивления прекратится…».

Сегодня можно об этом дискуссировать.

Отмечено также, что люди имеют различные способности к удивлению. Ушинский выделил 3 типа людей, которые удивляются не часто:

Во-первых, это те, которые настолько увлечены своим делом, что мало интересуются всем остальным.

Во-вторых, те, у которых много разнообразных знаний и которых редко чем можно удивить.

В-третьих, это люди, которые знают всё поверхностно, но которые, как им кажется, могут всё объяснить (т. е. дилетанты).

Для людей, которые не любят удивляться, неожиданности неприятны. Они организуют и планируют свою жизнь таким образом, чтобы сократить в ней появление всего нового и избежать незнакомых ситуаций. В крайнем варианте человек, не выносящий сюрпризов, патологически педантичен, занимается ненормально подробным планированием. Все неожиданное старается сделать предсказуемым. Представьте себе научного работника, который не умеет удивляться: такой ученый способен лишь подтверждать или опровергать гипотезы, как робот, но он вряд ли сможет сделать неожиданное открытие!

Естественно, есть люди, которые любят испытывать удивление. Удивительная книга, удивительный праздник, удивительный подарок, удивительная встреча доставляют им радость и удовольствие. Эти люди организуют свою жизнь таким образом, чтобы чаще иметь возможность испытывать удивление, ищут нового, необычного, нетрадиционного. Если человек «зависит» от удивления («пограничный вариант»), то чаще всего он отказывается от сознательного планирования и построения собственной жизни - он стремится настолько ее дезорганизовать, чтобы предвиденность событий не мешала ему «кайфовать» от получения неожиданных удивлений. Таким людям тяжело жить по социальным законам, заводить стабильные отношения, работать на одном месте долгое время.

Интересно трактуется удивление в религиозной сфере:

а) удивление-благоговение, являющееся источником веры и Богопознания;

б) удивление-сомнение, выступающее признаком греховного неверия;

в) удивление-возмущение, вызывающее осуждение в связи с отсутствием смирения;

г) удивление-обольщение, способно привести человека к роковому заблуждению и вечной погибели.

И. А. Васильев выделяет три стадии возникновения и развития удивления.

Первая стадия - недоумение.

Вторая стадия связана с «анормальным» удивлением. Она является следствием заострения противоречия, осознания несовместимости наблюдаемого явления с прошлым опытом.

Третья стадия - изумление.

Удивлённый человек имеет характерное выражение лица - широко раскрытые глаза с редким миганием, застывшая мимика лица, отражающая недоумение, растерянность.

Так как удивление - эмоция, возникающая в связи с неожиданной ситуацией, то в норме как у детей, так и взрослых, время пребывания в эмоции длится недолго.

Зачастую, наблюдая за удивленным ребенком или взрослым, тяжело предвидеть, что будет следующим шагом.

Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление может переходить в испуг.

Если ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес.

Если же ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.

Удивительным может быть практически все, что угодно, начиная от вещей, звуков, вкусов, касаний и заканчивая ситуациями, идеями, мыслями, чувствами… Например, цель многих детективных романов или фантастически-приключенческих историй состоит в том, чтобы удивить читателя неожиданной развязкой или необычностью сюжета.

Удивление по степени интенсивности может проявляться от слабого до предельного (в зависимости от силы вызвавшего его события).

И совершенно ясно, что удивление в чистом виде - это скорее качество души, а не мозга, а значит, присуще каждому из нас.

Это позже, потеряв детскую наивность, мы теряем или притупляем способность удивляться, забывая, что проживание этой замечательной эмоции несет нам удовольствие, а значит, ощущение полноты жизни.

Полагаю, для каждого, читающего этот текст полезным будет обращение с вопросом к себе: «А насколько я сохранил (а) в себе способность удивляться? Что может меня удивить? Могу ли я видеть удивительное рядом?

Рей Бредбери, фантаст планетарного уровня, как-то сказал: «Главное для меня - не переставать удивляться. Перед отходом ко сну я непременно даю себе наказ с утра пораньше обнаружить что-нибудь удивительное».

Таким образом, умение удивляться можно не только реанимировать, но и развивать и совершенствовать!

И касается это абсолютно всех сфер человеческой жизни, начиная с бизнеса, заканчивая отношениями, о которых так красиво сказал Эдуард Асадов:

«Не привыкайте к счастью никогда!
Напротив, светлым озарясь гореньем,
Смотрите на любовь свою всегда
С живым и постоянным удивленьем».