.Алмазный фонд Роccии
Алмазный фонд России - одно из самых значительных в мире собраний уникальных драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих огромную историческую, художественную и материальную ценность.
В Алмазный фонд России входят исторические ценности России - драгоценные камни, изделия из них и государственные регалии.
Фонд пополнился особо выдающимися изделиями из драгоценных камней и металлов, а также большим количеством уникальных алмазов, которые дали отечественные месторождения. Алмаз - от греческого «адамант», что значит несокрушимый, наипрочнейший, - известен со времен глубокой древности. Еще Плиний Старший - видный ученый и писатель I века нашей эры - упоминал в своих произведениях об упорном и древнем стремлении человека заставить этот удивительный кристалл резать и сверлить самые твердые материалы. Он почитался как «камень царей» и ценился выше всех сокровищ.
Алмазы встречались крайне редко, и далеко не всякий владыка располагал ими.
Множество легенд складывалось об алмазах. Им приписывались магические свойства, вера в которые прошла через столетия. Издавна почитался алмаз на Руси, где полагали, что он сообщает людям силу и мужество.
В XVII веке алмаз широко используется в русском ювелирном искусстве. В 80-х годах этого столетия в мастерских Московского Кремля были выполнены сияющие ослепительным блеском алмазные венцы для царей Ивана и Петра.
Ювелиры научились придавать алмазу бриллиантовую огранку, которая максимально выявляла природные свойства камня, его удивительную, ни с чем не сравнимую игру, лучистость и блеск. После огранки стоимость алмаза - и без того дорогого камня - значительно повышается.
XVIII век - период расцвета абсолютистских государств - время особого почитания бриллианта. Количество и ценность бриллиантов в атрибутах государственной власти - так называемых регалиях - символизировали богатство и силу династии, страны. Главными из регалий - обязательными предметами при торжественных актах, в которых участвовал король или император, - были держава, скипетр и корона.
Каждый царствующий дом стремился затмить своих соперников богатством и красотой регалий. Русские императоры, претендовавшие на первенствующее место, добивались того, чтобы их коронные драгоценности были самыми значительными. Поэтому царская сокровищница пополнилась наиболее роскошными регалиями, обильно украшенными драгоценными камнями. Огромная материальная ценность, а также политическая значимость этих предметов, являвшихся символом власти, обусловили тщательность их хранения. В указе Петра I было определено, что регалии «имеют в царской рентереи (казне) в большом сундуке за тремя замками в сохранении быть, к чему камор-президенту, одному камор - советнику и царскому рентмейстеру каждому по одному ключу иметь надлежит и когда торжественное какое действие случится, то президенту вместе с двумя камор-советниками идти в рентерею и оный сундук отпереть и подлежащие такие к государству вещи вынять и через двух каморных советников к царскому двору отсылать. А после бывшего торжества взять велеть оные паки в рентереи сохранить».
Кроме государственных регалий, в дворцовой сокровищнице хранились также редчайшие драгоценные камни и ювелирные изделия. С развитием в XVIII веке горной промышленности на Урале возрос интерес к русскому камню. Замечательной красоты самоцветы, переливавшиеся всеми цветами радуги, потоком поступали в дворцовые хранилища, чтобы затем украсить парадные одежды, веера, табакерки и трости, засиять на драгоценном оружии или почетном ордене. В то время при дворе работали знаменитые ювелиры И. Позье и Л. Дюваль. Их произведения, потрясавшие современников красотой, изяществом, и сейчас хранятся в числе многих ювелирных изделий Алмазного фонда России. И. Позье создал самую прекрасную и роскошную корону Европы. Для нее мастер отобрал лучшие камни и жемчужины дворцового казнохранилища. Почти полтора века эта корона была символом государственной власти России.
В различное время дворцовую сокровищницу пополняли уникальные драгоценные камни, равных которым нет в мире. Эти камни представлены на выставке. В их числе чарующей красоты алмаз «Орлов», необыкновенный по величине, цвету и чистоте, вставленный в скипетр. Несравненным густым темно-красным цветом блистает знаменитая шпинель, украшающая императорскую корону. Неповторимым камнем является всемирно известный алмаз «Шах». Он привезен в Петербург в 1829 году персидским принцем Хосрев-Мирзой «в искупление» убийства русского посла в Тегеране - замечательного писателя
На выставке представлены также несколько знаков первого высшего дореволюционного ордена Андрея Первозванного. Он был учрежден Петром I и назван в честь святого, который чтился на Руси с давних пор как легендарный покровитель государства.
XX век, век бурного промышленного развития и научно-технического прогресса, нашел алмазам новое применение. Этот драгоценный камень, обладая сверхпрочными качествами, стал необходим всюду, где требуется решать сложные технические задачи. Алмаз ныне - символ технического прогресса, важное средство в повышении производительности труда.
Развитие большинства отраслей современной промышленности, в том числе металлообрабатывающей, станкостроительной, горнодобывающей, точной механики и многих других, немыслимо без применения алмазов. Этим в значительной степени и объясняется стремление всех промышленно развитых стран увеличить свои запасы алмазов. В свое время алмаз оказался в списке стратегического сырья, запрещенного для продажи Советскому Союзу. Тем самым была предпринята попытка создать алмазный голод в нашей стране, затормозить ее технический прогресс. Как и другие, подобная попытка империалистических монополий сдержать экономическое развитие нашей страны потерпела полный провал.
Земной шар облетела весть об открытии в Якутии алмазоносных трубок «Мир», «Удачная» и «Айхал». В тайге возник город Мирный - столица советских алмазов.
Добыча отечественных алмазов позволила увеличить производство и применение алмазного инструмента в стране. Наша промышленность перестала зависеть от импорта алмазов. Некоторым из представленных на выставке алмазам присвоены имена и названия, связанные с памятными событиями. Алмазы «Восход» и «Валентина Терешкова» найдены в дни полетов космических кораблей, удививших мир. Два других алмаза нашли комсомольцы - наследники Октября, и в память об этом Алмазный фонд хранит камни «Октябрьский» и «Комсомольский». В день годовщины освобождения Праги от фашистских захватчиков найден алмаз «Злата Прага». «Покоренный Вилюй" - великолепный памятник русской реке и тем, кто обуздал ее холодные волны. «Сулус» по-якутски - «звезда», а алмаз «Лучезарный» напоминает о ярком сибирском солнце.
Сибирские месторождения - первые, открытые не стихийно, а на основе научного прогноза и с применением новой методики геологических поисков. Советская наука решила также проблему создания высококачественных синтетических алмазов. Они успешно применяются в промышленности во все возрастающих масштабах.
Для правильной оценки алмазов и определения области их наиболее рационального применения создана совершенная научно обоснованная система сертификации, а в целях повышения качества низкосортных алмазов и более эффективного их использования организовано производство предварительной обработки алмазов. В России на основе прочной сырьевой базы за очень короткий срок создана современная бриллиантовая промышленность и подготовлены искусные специалисты по огранке камня. В составе коллекции знаменитый «Большой треугольник» весом 36 килограммов - самый крупный из всех сохранившихся на земле самородков, «Большой Тыелгинский» весом 14 килограммов и такие любопытные по форме, как «Верблюд», «Заячьи уши», «Мефистофель», представляющие собой редкостную игру природы, соперничающую подчас по своей выразительности с произведениями искусства. Без преувеличения можно сказать, что ни одна национальная коллекция золотых самородков не обладает таким богатым собранием всех встречающихся структурных и кристаллических образований, как наша государственная коллекция. В альбоме воспроизведены крупные платиновые самородки, которые в природе встречаются чрезвычайно ре Крупные букеты из драгоценных камней, которые дамы носили на поясе пышных платьев или у корсажа, являются, пожалуй, самыми удивительными творениями ювелиров XVIII века. Большой букет с изумрудными листьями и бриллиантовыми цветами выполнен, несомненно, рукой талантливейшего мастера. Свободно и естественно скомпонованный из веток с листьями и цветами, он поражает красотой рисунка и богатством цветовых нюансов. Только два камня - алмаз и изумруд - создают это украшение. Холодноватое сверкание бриллиантов смягчено фольгой, которой ювелир пользуется поистине виртуозно. Фольга окрашивает цветы в нежно-розовые, желтоватые тона, кое-где заставляя вспыхивать отдельные алмазы ярким красным цветом. Особый эффект достигнут искусным варьированием форм и огранки камней. Плоские таблицы изумрудов сливаются в сплошные гладкие зеленые нити, а крупные цветы кажутся ощутимо рельефными. Все камни букета в глухой оправе, и лишь один большой, плоский, чистой воды, необычного нежно-фиолетового оттенка бриллиант вставлен в ажурную оправу бутона.
Подвижно скрепленные цветы и листья покачиваются, и весь букет напоминает переливающуюся множеством тончайших оттенков мозаику, в которую вплетается зеленый изумрудный ог Асимметричная композиция в стиле рококо небольшого бриллиантового букета для украшения корсажа дамского платья составлена из листьев и стеблей разнообразных форм. В красочной цветовой гамме слились мерцающая зелень эмалевой листвы, пепельно-розовые бриллиантовые бутоны, отливающие лимонно-желтым блеском декоративные цветы, сверкающий красноватыми отблесками бриллиантовый пурпур розы. Теплые краски камня, поставленного на фольгу, создают впечатление едва уловимого движения буке
начале 60-х годов XVIII века в моду входят маленькие ожерелья (склаважи), которые носили высоко на шее, порой одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей. Банты-склаважи, подобные этому, прикрепленные к кружевной ленте или бархотке, плотно облегающей шею, можно увидеть на портретах середины XVIII века.
На оборотной стороне этого украшения выгравирована надпись: Pfisterer 10 Apr. 1764. Она представляет тем больший интерес, что ювелиры очень редко оставляют свои имена на созданных ими изделиях.
Большой бант благодаря своей ажурности не кажется тяжелым и громоздким. При общей строгости рисунка в этом украшении ощущается та свобода и богатство художественной фантазии, которые присущи ювелирному искусству XVIII столетия. Легкая волнистость линий, создаваемая округлой формой бриллиантов, лишает бант сухости и излишней графичности.
Мастерство ювелира не только выявляет красоту камня, но и обогащает этот материал. Светлая шпинель, поставленная на фольгу, приобретает сочность и оттенок, которого не смогла добиться сама пр Бриллиантовая головная шпилька в виде рога изобилия - одно из немногих подписных произведений знаменитого петербургского ювелира Дюваля. Два превосходно ограненных солитера чистой воды в окружении мелких бриллиантов в виде лепестков и цветочков в тончайшей оправе сверкающими каплями висят в воздухе. Под ними изогнутый рог изобилия сплошь устлан волнистыми рядами алмазных роз.
Четкий рисунок золотых ребер витков рога собирает всю композицию и придает ей зрительную устойчивость.
Дюваль для своего произведения строго отобрал хорошие однородные камни без нацвета и решительно отказался от цветной фольги под бриллиантами, чем так увлекались ювелиры середины XVIII века. Максимум эффекта мастер стремится извлечь из самого бриллианта, учитывая его размер, форму, огранку,
Булавки были переделаны из колец, вероятно, в 20-х годах XIX века. Эти изделия украшают два редчайших бриллианта: розовый, приятного мягкого тона, и интенсивно голубой, напоминающий по цвету цейлонский сапфир. Очень разные по характеру и по рисунку оправы повторяют форму центральных камней, которые масштабно выделены обрамлением из роз. Оформление камней решено с большим тактом: розовый окружен двумя рядами бриллиантовой обнизи, у голубого - оправа более сложная, ажурного рису
В центре украшения большой овальный изумруд с резным профильным изображением Екатерины II. Резьба по камню выполнена Егером - профессором петербургской Академии художеств. Вокруг медальона - лента из бриллиантов, подчеркивающая глубину и насыщенность природной окраски изумруда. Массивная гладкая золотая оправа с фестонами выполнена в конце XIX - начале XX век
Редкий по красоте и цвету камень весом около 255 каратов, вероятно, вывезенный из Бирмы, необычно огранен в форме виноградной грозди. Приятно контрастируют с розовато-малиновым тоном камня золотые листочки с зеленой эмалью, закрепленные на раздвоенном стебельке-штифтике, покрытом белой и черной эмалью. Турмалин был подарен императрице Екатерине II шведским королем Густавом III в 1777 го Алмаз «Шах» принадлежит к числу всемирно известных исторических камней. Он в основном сохранил природную форму, и лишь отдельные его грани слегка подшлифованы. Камень этот безукоризненно прозрачный, легкого желтовато-бурого оттенка. Глубокая бороздка для прикрепления. нити свидетельствует о том, что его носили как талисман.
На гранях алмаза с большим техническим совершенством выгравированы три надписи, раскрывающие его увлекательную историю. По-видимому, камень был найден в XVI веке И находился у правителей индийской провинции Ахмаднагар, о чем свидетельствует первая надпись, сделанная в 1591 году. После кровавых войн, захватив Ахмаднагар, династия Великих Моголов завладела камнем, и в 1651 году по приказу шаха Джахана на нем была выгравирована вторая надпись. Грозный шах Надир в 1739 году, разгромив Дели, увез алмаз в Персию. Третья надпись появилась на камне в 1824 году, когда он находился во владении одного из представителей Каджарской династии. А в 1829 году алмаз был преподнесен русскому царю Николаю I «в искупление» убийства писателя