Причины наводнения в КРЫМСКЕ
Неберджаевское водохранилище было построено в 1959 году. Исследования для него выполнял наш выдающийся гидротехник Михаил Михайлович Гришин (1891−1979 гг.). До 1931 года он учился в школе номер 1 г. Новочеркасска и работал в Донском политехническом институте и Северо-Кавказском институте водного хозяйства и мелиорации (ныне НГМА), а затем был избран заведующим кафедрой гидротехнических сооружений Московского инженерно-строительного института (ныне МГСУ).
Неберджаевское водохранилище - очень маленькое, его объем 8,1 миллионов кубических метров. Оно было создано для одной единственной цели - для снабжения Новороссийска питьевой водой. В нем нет никаких шлюзов, устроен самый обычный шахтный водосброс - цилиндрическая вертикальная шахта. И даже ребенку понятно, как он работает, поэтому все разговоры о том, что открыли шлюзы и сбросили воду на город - это, простите, бред.
Что произошло? События начались с пятницы 06.07 на субботу 07.07. Отметка нормального подпертого уровня водохранилища 182 метра, максимальная (ФПУ) - 183,5 метров, высота гребня плотины - 185 метров. В 23 часа ночи в пятницу, по данным дежурных служб, отметка воды не доходила до 182 никаких сбросов не было. Слив начался с часа ночи и шел до пяти утра в субботу. Отметка поднималась до 182,86 метров. Максимальный объем, который сбрасывался через шахтный водосброс, составлял 75 кубометров в секунду. Если бы вода сбрасывалась при максимальном уровне, то объем составил бы 130 кубометров в секунду, но такого наполнения водохранилища не было.
Откуда взялась вода? Из водохранилища вода сбрасывается в реку Неберджай, которая уже перед самым Крымском впадает в другую реку - Адагум. Расстояние от водохранилища до Крымска чуть более 20 километров, достаточно маленькое. И, учитывая, что выпало по официальным данным Росгидрометеоцентра около трети годовой нормы осадков, причем ливневых осадков, река переполнялась. В горных реках совершенно другой процесс прохождения паводка. Большой перепад высот, расстояние маленькое, большие уклоны - в итоге получаются высокие скорости воды. Перед самим Крымском, по результатам измерений, расход воды составлял около 1500 кубометров в секунду. Но это - не совсем точные измерения - там установлена обычная рейка, ее верх был уже закрыт водой. Поэтому я бы сказал - 1300−1500 кубометров в секунду. И такой поток хлынул в город, а городская часть территории очень плотно застроена, а в городе нет ливневой канализации, и такому валу воды (он шел с 2 до 4 часов ночи) деваться было некуда. Кроме того, в городе построены мосты и мостовые переходы - по фотографиям видно, что они залиты до перил. То есть, сечение моста не пропускало поток, вода шла по верху перил, что говорит о неграмотном обосновании мостового сооружения. Поскольку деться потоку воды было некуда, уровень поднимался.
Далее, примерно в 8 километрах от Крымска, находится Варнавинское водохранилище, которое эксплуатируется с 1971 года. При входе в него - там уже проводились точные измерения - расход воды составлял 1506 кубометров в сек. За 40 лет эксплуатации подобного расхода не было. Водохранилище наполнено на 135 млн. кубометров на 8.00 часов воскресенья. Допустимый максимально возможный уровень водохранилища - объем 174 млн.куб.м. Если бы оно разрушилось - была бы катастрофа. Но говорить о том, что вода из него хлынула на Крымск - это бред, оно расположено ниже. Высотная отметка Крымска 23,5 метра, Варнавинского водохранилища - 10,5.
В воскресенье к 8.00 часам утра ситуация улеглась, поступление воды было всего 200 кубометров в секунду. Сброс с водохранилища составлял 180 куб.м. в сек.
А причины произошедшего ясны как белый день. Нам, прежде всего, надо вносить изменения в градостроительное законодательство, особенно в курортных зонах. В них плотность достигает до 500−900 человек на квадратный километр. Это очень много. Застройку надо делать как в Германии и других городах Европы, чтобы она могла пропустить воду по городу. Мосты должны иметь сечения, пропускающие максимальные расходы.
Вторая причина - мэр города Крымска получил сообщение в 22.30. Паводок начался в 2 часа ночи. То есть, было 3,5 часа на выведение населения. Кто имеет право на такие действия - три структуры: администрация города, полиция и МЧС. Они уполномочены, у них есть план действий. За рубежом выводят за один-два часа несколько миллионов жителей, а уж эвакуировать маленький городишко можно было без проблем, но большая часть людей осталась даже непредупрежденной. В Италии, в Германии наводнения обходятся фактически без жертв - я видел, как там пропускают паводки. Есть, конечно, исключения, страны, где гибнет много людей - Индия, Китай, но мы же хотим быть похожими на Европу.
Председатель правительства РФ
Минприроде России и Росгидромету разработать до 1 декабря 2010 г. программу проведения гидрометеорологических наблюдений в Краснодарском крае и развития сети гидрологических постов на реках Черноморского побережья;
Администрации Краснодарского края:
- совместно с Росводресурсами и МЧС России провести обследование водных объектов и гидротехнических сооружений, определить зоны потенциального наводнения и возможные причины возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнением;
- разработать до 1 марта 2011 г. региональную программу предотвращения возможных последствий наводнений и переселения граждан из зон потенциального затопления на период до 2018 г. и представить ее на согласование в Минрегион России;
- запретить размещение в зонах потенциального затопления новых объектов капитального строительства.
Третья причина - где результаты выполнения указа
Наиболее значительные наводнения на малых реках Черноморского побережья были в 1910, 1930, 1938, 1940, 1945,1956, 1960, 1955, 1969, 1972, 1977, 1980, 1982, 1987, 1991, 2002, 2010, 2011, 2012 годах. Сведения о катастрофических наводнениях в довоенный период носят отрывистый характер, но в целом катастрофические наводнения на тех или иных реках Черноморского побережья повторяются не реже чем через 2−3 года.
В результате наводнения в августе 2002 года в бассейне Широкой балки под Новороссийском, по данным МЧС России, погибло 58 человек, повреждено 7969 домов, 87,5 км дорог, 13,5 км водоводов, 81 водозабор, 26 мостов, 19 трансформаторных подстанций; в Черное море смыто два пассажирских автобуса «Икарус» и ПАЗ и более 30 легковых автомобилей. Ущерб составил более 3 млрд руб.
Четвертая причина. Людей надо учить, тренировать. В развитых странах для паводкоопасных рек разрабатываются гидродинамические модели. У нас такие тоже есть, причем трехмерные - мы их в Италию возили, итальянцы восхищались. Одну такую мы губернатору демонстрировали, показывали, что будет, если разрушится Краснодарское водохранилище. По минутам показывали. Я предлагал в этом году - как раз спустя 10 лет после катастрофического наводнения на Кубани, в г. Новороссийске провести семинар, пригласить руководителей, поучить. Показать потенциально опасные объекты. Ведь у нас больше 7000 бесхозяйных ГТС в РФ - их владельцы разоряются, банкротятся, средств на содержание и поддержание безопасности недостаточно.
Почему-то на ликвидацию аварий средства находятся, хотя они несоизмеримые, а на предотвращение - достаточных средств не выделяется. Паводки в России ежегодно приносят ущерб до 50 миллиардов рублей, по официальным данным. И я думаю, что эта цифра занижена.
Новочеркасская государственная мелиоративная академия выпускает инженеров-гидротехников более 100 лет. Тридцать лет назад выпуск по госзаказу был 500 человек, сейчас госзаказ всего на 25. И это понятно - зарплата инженера-гидротехника составляет 7−8 тысяч рублей в месяц. Государство их не заказывает. Всего по Югу - у нас 14 тысяч потенциально опасных ГТС - госзаказ на инженеров-гидротехников меньше 100 человек. На все строительные и мелиоративные вузы России всего 500 человек, а в стране 65 тысяч потенциально опасных ГТС. А ведь дальше тенденции будут ухудшаться, по Югу водность возрастет на 20 процентов (к 2050 г.), в центральной части Европейской территории уменьшится. Но общий баланс сохранится за счет увеличения в одной части и уменьшения в другой.
Директор Института безопасности гидротехнических сооружений,
профессор, доктор техн. наук, академик МАНЭБ, РАЕН и РАВН,
Заслуженный деятель науки РФ, член Экспертного совета МЧС России