СЛУЧАЙ ИЗ ЯПОНИИ
Один мужчина взял у Свидетелей Иеговы, проводивших служение по улицам города, журналы. Думая, что сделает что-то доброе для Свидетелей, он приобрёл эти журналы. Он решил выбросить их в первую попавшуюся ему урну. Но, идя своей дорогой, он вспомнил о своём знакомом, сидевшем в тюрьме. И поэтому, вместо того, чтобы выбросить эти журналы, он решил выслать их заключённому. Так журналы попали в руки человека по имени Неката, который сидел тогда в камере смертников.
Ожидая казни через повешение, Неката пробыл в тюремной камере уже девять лет. Он получил такую меру наказания за многочисленные убийства и считался неисправимым. Он был настолько противен и гадок, что мог плюнуть на каждого, кто проходил рядом с его решёткой, и выкрикивал что ни на есть грязные ругательства. Часто он брал свою кружку и, стуча ею по решётке, выкрикивал:
_Убейте меня! Сейчас же убейте меня!_ Все ненавидели этого человека, и многие не отказались бы повесить его сами.
Некате было всего 29 лет, всю свою жизнь он провёл между тюрьмой и свободой. Единственным человеком, кто хоть иногда навещал его, был его отец, который приходил ежемесячно только потому, что чувствовал своим долгом делать это. И вот Неката получил журналы _Сторожевая башня_ и _Пробудитесь!_. Он прочитал их, и в нём что-то пошатнулось. Он заметил, что может подписаться на них, и когда отец пришёл к нему в гости, он попросил денег для того, чтобы подписаться на журналы. Отец подумал, что это не повредит ему, и дал ему денег. Неката стал регулярно читать все эти журналы.
Однажды местное собрание получило бланк подписчиков о том, что завершается подписка. Этот бланк подписчиков дали одному специальному пионеру, который тут же поехал на велосипеде на поиски адресата. Но он и не думал, что подписчик находится в тюрьме! Поэтому, проехав прямо мимо тюрьмы и не найдя адреса, он направился к будке охранников и спросил у них, знают ли они, где можно найти данный адрес. Они указали ему на башню, стоящую за зарослями кустарника. _Ведь это же тюрьма!_ - воскликнул брат. Охранники ответили: _Это то, что вы ищете. Но, в конце-то концов, кто вам нужен?_ Брат ответил: _Человек по имени Неката_. Оба охранника воскликнули: _Неката!!! Вы уверены, что хотите видеть именно его? Не отступая, брат пошёл к главному входу, попросил встречи с начальником тюрьмы и попросил у него свидания с Некатой. Удивлённый начальник тюрьмы только спросил: _Что вы хотите от этого Некаты?_ После того, как брат объяснил цель своего прихода, ему было дано разрешение войти.
Он должен был пройти через крепкие стальные двери и ворота и подойти к очень толстой двери с небольшим окошком размером около 2,5 дюйма (6 на 6 см), затянутым проволочной сеткой с ячейками, достаточными только для того, чтобы увидеть, что кто-то стоит с другой стороны двери. Брат начал говорить с Некатой и выяснил, что тот читал журналы и проявил к ним интерес. Брат предложил Некате изучение Библии. Неката с готовностью принял предложение. Брат начал еженедельно проводить с ним библейские изучения, но это должно было проходить через толстые двери между ними.
Очень скоро Неката начал изменяться в новую личность. Он даже начал извиняться перед людьми, в которых прежде плевал и выкрикивал угрозы. Он объяснял им, что обновился благодаря изучению Библии и обучению новому жизненному пути. Прося прощения, он старался хоть немного говорить им о Царстве. Также заключенный стал писать тем людям, с которыми не мог общаться из-за того, что находился в камере смертников. С каждым днём он продолжал делать большие успехи, и это так сильно побуждало брата продолжать изучать с ним Библию, что он и дальше сообщал в своё собрание информацию о прогрессе Некаты. Но какова была бы Ваша реакция, если бы Вы проводили подобное изучение, и Вас попросили уехать в другое назначение? Именно так и произошло. Специальный пионер был направлен в другой район Японии на новое назначение.
Поэтому он пришёл в миссионерский дом Фукуона и попросил брата Перси Ислопа продолжить проводить это изучение с Некатой. Брат Ислоп согласился, стал приходить к нему и завершил библейское изучение. Неката и дальше продолжал читать всё попадающее ему в руки из того, что могло бы помочь ему узнать больше об истине. Видя то, как Неката смог с успехом применять в жизни изученное, Перси пришёл к начальнику тюрьмы и попросил о том, чтобы они проводили изучение лицом к лицу. Начальник тюрьмы сказал, что это было неслыханно для человека, находящегося в камере смертников. Но, хотя это и было вопреки всем предписаниям, начальник тюрьмы дал добро и разрешил им проводить изучение в комнате для встреч, расположенной рядом с его кабинетом.
Начальник тюрьмы тоже видел предпринятые Некатой изменения и сказал, что это была единственная причина, почему он вообще рассматривал такое прошение. Однако они всё ещё оставались под надзором вооруженного охранника.
При первой их встрече Неката схватил Перси и обнял его. Он рассматривал Перси как своего настоящего брата. По лицам обоих текли слезы.
Они занимались один раз в неделю по одному часу, и во время такого изучения брат Перси приводил Некате некоторые мысли из изучения _Сторожевой башни_, книгоизучения, служебной встречи, Школы теократического служения и публичной речи. Так что этот час был сильно насыщен. Охранник не поверил своим ушам, когда Неката высказывал исходящие от сердца выражения своей веры подлинного христианина. На охранника это произвело такое глубокое впечатление, что он разрешил им заниматься дополнительных 15 минут в неделю. Ему настолько понравился Неката, что иногда к этому времени охранник добавлял ещё немного! Перси же стал относиться к Некате как к сыну, и между ними развилась крепкая привязанность.
Но как Неката реализовал всю полученную информацию? Он наблюдал за часами в его камере, и всякий раз, когда часы показывали начало встречи в местном собрании, Неката вставал, приводил себя в порядок, одеваясь в самую лучшую одежду, которая только возможна в камере смертников, аккуратно причёсывался. Затем он начинал _встречу с братьями_. На каждой встрече он представлял, какие они могут петь песни, как произносится молитва и другие части программы. Также он проповедовал благую весть при каждой возможности.
Теперь это происходило ежедневно по регулярному распорядку, и вскоре стало ясно, что Неката полностью посвятил свою жизнь Иегове. Тогда брат Ислоп обратился к начальнику тюрьмы с просьбой предоставить возможность Некате принять крещение. Начальник тюрьмы ответил: «Почему бы и нет? Вам для этого нужно немного воды, чтобы брызнуть ему на лоб?» Брат Ислоп объяснил ему, что это неправильная форма крещения. Некату нужно полностью погрузить в воду, а затем поднять из неё. Это символизирует смерть прежнего образа жизни для того, чтобы подняться теперь к новому образу жизни, как это сделал Иисус, который пришёл к реке Иордан. Начальник тюрьмы сказал, что это будет представлять немного проблем, но решение этого вопроса может быть найдено, и он постарается сделать всё возможное. Он чувствовал свой долг помочь, потому что никогда не видел, чтобы человек мог так измениться, как Неката.
Некату крестили прямо в его камере смертников. Было допущено присутствие нескольких братьев для того, чтобы они были свидетелями этого события. Был сделан короткий доклад, и Неката был крещён. Когда Неката выходил из воды, он был настолько счастлив, что заплакал от радости! Неизвестно, чего было больше - слёз, текущих из глаз Некаты, или воды, в которой он принял крещение. Это был такой трогательный момент, когда он обнял всех братьев! Теперь Неката был полноправным братом, и по этой причине он стал прямо тут, среди братьев, благодарить Иегову. Теперь он был крещёным Свидетелем, и вы можете подумать, что на этом можно поставить точку. Но для Некаты это не было точкой, и он собирался сделать ещё очень много, несмотря на свои ограниченные возможности в тюрьме. Он написал стихотворение о новом мире, Иегове Боге и Царстве. Он послал его на конкурс и был награжден первым призом. Это было прекрасное стихотворение, победитель должен был придти в Министерство и получить вознаграждение из рук губернатора провинции. Однако в этом случае они решили изменить установленный порядок. И кто же пришёл в гости в камеру смертников? Лично сам губернатор! Это принесло стихотворению ещё большую известность. Оно было даже опубликовано в печати, и благодаря этому стихотворению многие получили превосходное свидетельство из камеры смертников.
Затем Неката стал изучать шрифт Брайля (для слепых) и часть за частью перевёл книгу _Царство_ на шрифт Брайля. Он работал над этим день и ночь. Он изготовлял всё новые и новые экземпляры, а братья распространяли их среди слепых, которые благодаря этому были научены о Царстве из камеры смертников. Через областного надзирателя записи попали даже в Корею, что дало возможность слепым в этой стране познать истину.
Неката также писал письма в собрания, в которых выражал глубокую признательность за братство, просил братьев никогда не принимать истину как что-то само собой разумеющееся и побуждал их и впредь оставаться стойкими.
Однажды поздним вечером в миссионерском доме раздался звонок. Все братья в то время ещё сидели за столом. Звонил начальник тюрьмы. Он сообщил брату Ислопу, что смертная казнь Некаты состоится завтра в 900 утра. Начальник тюрьмы добавил, что отменить казнь нет никакой возможности, потому что правительство уже установило дату исполнения приговора. Три свидетеля от правительства, три представителя власти и врач заявили о его виновности в совершённых им преступлениях, так что он был приговорён к смертной казни, и ничто не могло изменить приговор. Миссионеры провели эту ночь, молясь за своего брата со скорбящими сердцами и со слезами на глазах.
Неката был уведомлён о предстоящей казни за один час до неё. Отцу Неката сказали об этом только через день после казни, когда уже всё свершилось. Начальник тюрьмы пригласил брата Ислопа, потому что он знал о той привязанности, которая развилась между ними. В знак особого расположения утром он послал лимузин и велел привести брата Ислопа, чтобы тот мог присутствовать на казни. Они подъехали к большому комплексу, окружённому охранниками, к входу в середину комплекса на площадь, на которой стояла виселица. Там уже стояли представители власти, начальник тюрьмы и другие лица. Сюда же привели Перси и через 20 минут в цепях был приведен Неката. Вся тюрьма знала о предстоящей казни, о его изучении Библии и о тех изменениях, которые предпринял Неката. И все так не хотели, чтобы пришёл этот день.
Теперь на глазах у всех присутствующих Перси взял руку Некаты, а Неката обнял Перси. Перси пришёл поддержать Некату, но был настолько расстроен, что начал плакать. Со слезами Неката стал успокаивать Перси, говоря: _Крепись, Перси, я тоже креплюсь. Я только некоторое время буду спать, а потом смогу опять служить моему Богу. Я верю в воскресение. Я готов заплатить перед Иеговой и перед человеческим обществом за свою вину в тех преступлениях, которые я совершил_. Он старался укрепить брата Ислопа и поощрял его оставаться стойким.
Затем по японскому обычаю Неката поклонился начальнику тюрьмы и сказал ему: _Я хочу поблагодарить этого человека. Я благодарен начальнику этой тюрьмы за то, что он разрешил мне изучать Библию в комнате для встреч. Он никогда не сможет понять, что это значило для меня_. Затем он поблагодарил за то, что начальник тюрьмы разрешил его крещение и присутствие при этом братьев. Он был благодарен за то, что брату Ислопу было разрешено присутствовать при его казни. Он также выразил благодарность за сделанные ему уступки и надежду, что начальник тюрьмы видел то, какое счастье приносили ему истины из Слова Бога. В ответ начальник тюрьмы встал, поднял руку и сказал: _Я благодарю вас за то, что с того времени, как вы стали общаться со Свидетелями Иеговы, вы были образцовым заключенным. Спасибо вам! Никто из нас не хочет, чтобы вы умирали. Это самый печальный день в нашей жизни. Вы, господин Неката, являетесь настоящей рекомендацией для вашего Бога Иеговы_.
Каким же это было свидетельством! И вот настало время ехать к виселице. Перси ехал в машине, а Неката в фургоне. Подъехав к виселице, все вышли из машин, в том числе представители власти и другие. На виселице была верёвка с петлёй, и к ней вела крутая лестница. Вокруг стояло десять вооружённых охранников. В такие минуты у людей замирает дыхание, и некоторые падают в обморок. Однако Неката был необыкновенно спокоен. Он вышел из фургона и стал подниматься по лестнице, а за ним шёл Перси, так что никому не нужно было тащить его или толкать. Перси имел при себе сумку с книгами для того, чтобы напоследок, когда они вышли бы на платформу, он мог бы поделиться с Некатой парой библейских мыслей.
Наверху на платформе стояли два стула и стол, на котором были печенье и чай. Таков японский обычай последнего завтрака. Оба сели, и Неката предложил Перси еду. Но Перси был слишком подавлен, чтобы есть или пить. Тогда Неката съел всё сам и потом сказал: _Перси, у тебя ещё много времени_. Перси начал разговаривать с Некатой, затем Неката вспомнил основные мысли от первой прочитанной им _Сторожевой башни_ вплоть до последнего издания и то, как истина привела его сердце и ум на путь жизни! Они говорили на многие темы, а у Перси на глазах был слёзы. Внезапно Неката сказал: _Знаешь, Перси, я никогда не слышал песен Царства_. Перси сказал: _Ты желал бы, чтобы я спел песню, не правда ли?_ Неката ответил: _Да_. Тогда Перси извлёк из своей сумки песенник и попробовал петь, однако слёзы душили его, и петь было невозможно.
Неката остался доволен этим, говоря: _Хорошо, я послушаю тебя в новом мире_. Они беседовали ещё некоторое время, и Неката сказал: _Я часто думал о том, что значит быть свободным, как маленькая птичка, ходить и всюду возвещать благую весть. Но если бы я был на свободе, Перси, может быть, я так никогда и не захотел бы слушать истину. Несмотря на то, что я теперь на пути смерти, я нахожусь на пути жизни, потому, что я знаю Иегову и ни за что в мире не предам его_.
Под конец Неката высказал подкрепляющие слова о братстве, попросил Перси передать от него некоторые слова братьям. Затем они помолились и попрощались с крепкими объятьями.
Перси должен был спуститься, а Неката взял свои сандалии и пошёл к трапу. Там он ещё раз обернулся: _Перси, какой это был стих - про сердце? Тот, о котором мы только что говорили?_ Перси сказал, что это был стих об обрезании сердца и добавил: _Ты не должен волноваться, твоё сердце обрезано, ты умрёшь чистым_. Неката ответил: _Я хочу помнить об этом, когда буду умирать. Перси, до петли осталось ещё несколько шагов, и тогда я победил в этой борьбе. Я пробежал свой забег до финиша и скоро для меня всё будет позади. Моя награда лежит предо мною. Но тебе, Перси, и моим братьям предстоит ещё тяжёлая борьба. Вам нужно ещё претерпеть, вы должны оставаться верными и никогда не воспринимать истину как нечто само собой разумеющееся. И если ты останешься верным, то очень скоро я увижу тебя. Когда я воскресну и буду возвращён к жизни, я смогу встретить тебя, если ты останешься верным, и моих братьев, если они останутся верными. Сайонара!_ После этих слов он поднялся по трапу, ему на шею одели петлю и убрали трап из-под его ног. Все услышали его слова: _О, Иегова, помоги…_ Петля затянулась, и через 11 минут была констатирована его смерть.
Примечательно то, что один правительственный свидетель, присутствующий при казни, работал в одном учреждении с одним Свидетелем Иеговы и открыл ему некоторые подробности этой казни. Сразу после этого наш брат связался с братом Ислопом и спросил его: _Знаешь ли ты, что произнёс Неката, умирая?_ Перси ответил, что знает, потому, что был рядом: _Неката сказал: _О, Иегова, помоги!_ Тогда брат рассказал открытую ему тайну, что последние слова Некаты были: _О, Иегова, помоги брату Ислопу!_ Ведь именно вокруг него вращались мысли Некаты в последние моменты жизни. И если бы ему хватило воздуха, он молился бы также и за других братьев! Воистину, он был настоящим христианином, который ценит братство и его единство, и он так любил братьев. Какой же прекрасный пример Свидетеля Иеговы показал Неката!
На следующий день начальник тюрьмы сообщил отцу Некаты о происшедшей казни, и отец тут же пошёл в морг. Отец также успел заметить то, какие перемены предпринял его сын. В морге он попросил посмотреть лицо своего сына. Поскольку это не противоречило закону, ему вместе с братом Перси разрешили это сделать. Отец Некаты видел лицо своего умершего сына, и это поспособствовало тому, что он в конце концов познал истину. Рассматривая те изменения, которые предпринял его сын, и то, что остался таким до конца, отец пришёл к заключению, что для этого его сын должен был находиться в истине! Познав истину, отец позднее был назначен старейшиной собрания. Мать Некаты, которая был инвалидом, также познала истину. И ещё многие другие познали истину. И всё это благодаря тому, что этот человек, Неката, сделал таким очевидным то, что нашёл истину.
Этот случай был рассказан одним районным надзирателем, и он закончил этот рассказ такими словами: _До сегодняшнего дня вы, возможно, никогда не слышали об этом брате. Но Иегова знал о нём точно также, как он знал о тех семи тысячах, которые не преклонили свои колена перед Ваалом во дни Илии.
В новом мире мы встретим таких братьев, как Неката, но для этого нам нужно претерпеть, устоять и высоко ценить истину как что-то чудесное в нашей жизни. Поэтому, да будет истина на самом первом месте в нашей жизни!_
Одна наша сестра из Гонолулу, Эвелин Пари, ныне госпожа Эмерсон, супруга Карла Эмерсона, обучалась в школе Галаад и служила миссионером в Корее.
Она встретила слепого мужчину, который умел читать по-японски шрифтом Брайля. Тогда она написала в филиал Свидетелей Иеговы, чтобы братья прислали для него трактат о царстве шрифтом Брайля. В один из дней, когда проводилось изучение, он спросил, является ли человек, переводивший трактат на шрифт Брайля, помазанным христианином. Она ответила, что нет. Тогда он сказал: _Благодарность Иегове! Когда он сможет возвратиться к жизни в воскресении, я смогу встретить его и поблагодарить за эту публикацию, которая помогла мне приобрести знание об Иегове!_
Так что есть ещё один человек, который ожидает встречи с Некатой.