Мытарство 3 - Не осуждали ли когда кого? Не любили ли клеветать на кого, бесславить, хулить и бранить ближнего? Не слушали ли сплетни и пересуды? (9 зап. З. Б.).
Сам судия и Царь небесный сказал: «Не судите, да не судимы будете!» Значит, виновные в осуждении суть сознательные и намеренные ослушники воли Божией. Они дерзко присваивают себе право, принадлежащее одному Богу. «И кто ты, который судишь другого? Пред своим Господом стоит он или падает! Один Бог силен поднять его», - говорит св. Ап. Иаков (4, 12), суд Божий неизвестен людям, и один этот суд Правосудного Бога правилен. Наш суд, как грешных людей, неправилен.
- Не любили ли смеяться над чужими недостатками? (9 зап. З. Б.). Не осуждали ли и не смеялись ли над пастырями Церкви? (3 з. цер.).
Насмешка над ближним совсем непозволительна христианину. Она закрывает и извращает добрые качества того лица, на которое падает, следовательно, сюда входит и клевета, больнее прямого порицания и укора отзывается в душе человека, подвергаемого осмеянию, и более вредит его чести, следовательно, в ней выражается бессердечие и осуждение ближнего, дает характер удовольствия, чем делает грех заманчивее.
Что касается осуждения пастырей Церкви, бойтесь его. Если великому наказанию подвергаются оскорбители слуг земного царя, то какому наказанию подвергнутся оскорбители служителей Царя небесного, которых Сам Дух Святый поставил пасти Церковь Господа Бога! Где нет уважения к священному сану, там нет уважения их религии. Безнравственные враги общественного порядка всех времен ни о чем так не заботились, как ослабить клеветами и злословием уважение к священному сану.
Мытарство 4 - Не предавались ли чревоугодию, объедению, тайноядению и особенно пьянству, винопитию? (2 зап. З. Б.).
Слово Божие научает проводить жизнь воздержаную: внимательно смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством (Лук. 21, 34) «Пресыщением отягощенное чрево, - говорит митр. Филарет, - как гиря, висит под крыльями духа и тянет его к земле». «Не прельщайтесь: пьяницы Царства Божьего не наследуют», - говорить св. Ал. Павел (1 Кор. 6, 9−10). Горе человеку от пьянства. Тысячи бедствий испытывает он от него и в здешней жизни, и в будущей жизни, лишаясь вечного блаженства. Бегайте от пьянства, как от страшного яда, как от огня, страшитесь его, как западни диавола, через которую он уловляет христианские души.
- Не имели ли привычки есть и пить с утра, до совершения богослужения, не оградивши себя крестным знамением? (8 з. бл.).
Все церковные и благочестивые обряды мы должны соблюдать и уважать, даже если чрез исполнение их будем и неприятны людям, не привыкшим соблюдать их. Зато такое благочестие наше будет приятно Богу, свв. ангелам и святым Его, нас за это будут уважать все добрые люди.
- Соблюдаете ли вы вообще посты, установленные Церковью? (2 зап. церк., 4 зап. З. Б.).
Помните, что пост есть лучшее средство побороть чувственность нашей греховной природы и обуздать гибельные страсти. «Посты делают душу доброю, облегчают ее крылья, возносят выше земного, к горнему» (И. Зл. Бес. на кн. Бытия). Но пост телесный необходимо соединять с духовным,
- Не приходилось ли вам упиваться на пирах, быть часто в местах общественных увеселений, в шумных компаниях, проводить время в картежной игре, чрезмерно предаваться всем светским удовольствиям? (9 зап. церк.).
Помните мудрое правило: «Чего глаза не видели и уши не слыхали, то и на ум не придет, и сердце того не пожелает». Я ничего не имею, если вы можете удержаться в тех пределах, в каких думаете держать себя. Но удержите ли вы себя в них? Припомните народное изречение: «Берегись первой чарки». Оно взято из опыта, что, выпивши одну чарку, трудно удержаться от другой, третьей, а там уж и без счета.
Мытарство 5 - Не любили ли проводить время в лености? (4 зап. 3. Б.). Помните, что труд заповедан Господом: «Шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя». На труд осудил Господь Адама, а след., и все происшедшее от него человечество. Свв. отцы говорят: «Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся, так точно и души и тела человеческие портятся от праздности, матери пороков».
- Не погрешили ли когда тунеядством,
Строящий дом свой на чужие труды то же, что собирающий камни для своей могилы (Пр. Сир. (2), 9). «Хватай, человек, - говорит св. Тихон Задонский, - как хочешь и что хочешь, однако знай, что все чужое из рук твоих вытечет и твое собственное неправда, как огонь, истребит» (т. IV, стр. 70).
- Не замечали ли за собою лености духовной,
Не забывайте, что Господь обещает великие небесные блага всем верным рабам своим, прославляющим имя Его. «Прославляющих Меня и Я прославлю», - говорит Он. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», - говорит св. Апостол (1 Коринф. 2, 9).
- Молитесь ли вы Богу, во 2-х, с сокрушением и умилением сердца, за Царя, за начальников, пастырей духовных, за себя и за всех живых и умерших? (1 зап. З. Б.; 6 зап. церк.).
Помните, что молитва для души то же, что пища для тела, что вода для дерева и рыбы. Тело, лишенное пищи, ослабевает, так и душа, лишенная молитвы, приближа-
ется к расслаблению и духовной смерти. Дерево не может приносить плодов, не принимая сока от корней, так и душа без молитвы не может принести плодов благочестия. Если лишить себя молитвы, сделаешь то же, что вынешь рыбу из воды (Поуч. св. И. Злат.). Как птица, воздетая выше, спасается от ловца, так и душа, возвышаясь чрез молитву, спасается от диавола (Прот. И. Кроншт.). Через молитву можно воспарить, прейти небеса и приблизиться к Богу (И. Злат.). Надо приобрести навык к постоянной молитве, и это достигается памятованием о Боге, благоговением и преданием себя на волю Божию. Тогда можно, хотя и сидя, творить молитвы и быть с Богом. Не в множестве слов и поклонов дело, а в возвышении ума и сердца к Богу. Можно много сказать слов молитвы и сделать поклонов, а о Боге совсем не вспомнить. «Старайтесь всегда от сердца молиться; для сердца же такой закон: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Феоф. еп. тамб.). Прямая воля Божия та, чтобы мы творили «молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за Царя и всех, иже во власти суть» (1 Тим. 2, 1). Усердная молитва Господу о даровании духовной мудрости и силы, здравия и спасения церковным и гражданским властям привлечет Божие благословение над ними и будет сопровождаться благотворными последствиями для нас же самих.
- Не ленились ли посещать храм Божий в праздничные и воскресные дни, не опускали ли утреню, литургию? (4 зап. З. Б; 1-я зап. церк.).
Всегда помните, что храм Божий - видимое небо, училище веры и благочестия, врачебница наших немощей, место взаимного общения небесных и земных и особенно присутствия благодати Божией, без которой душа человека умирает для жизни духовной, как трава без дождя и росы. В храме молитва наша соединяется с молитвою святых и несравненно скорее может быть услышана Богом, нежели домашняя. «Одно „Господи помилуй“, произнесенное в церкви, успешнее 1000 поклонов, сделанных дома», - говорит св. И. Злат. Где два или три собраны во имя И. Христа, там и Он среди них. Не забывайте, что св. Церковь (80 прав. VI Всел. Собора) отлучает от причащения тех, кто без уважи-
тельной причины не придет в храм в воскресн. и праздн. дни в продолжение 3-х недель сряду.
- Не замечали ли в себе уныния и нерадения о своей душе? (1 зап. З. Б.; 4 зап. блаж.).
Если дух уныния будет тревожить вас, не впадайте в отчаяние, но помолитесь Господу и скажите своей душе: «Зачем ты прискорбна и смущаешь меня, душа моя? Уповай на Бога» (Нс. 41, 6). Не век нам должно жить в этом мире. Представьте в мысли живших прежде вас и вспомните, что как они перешли от века сего, так и нам, когда будет угодно Богу, должно переселиться. Уныние есть злой недуг, связывающий человеку руки и ноги, добрые намерения и пожелания; об избавлении от него надо молиться не только во св. Четыреде-сятницу, но и всегда на молитве.
Против беспечности и нерадения о своей душе этого опасного недуга лучшее средство - всегда помнить о смерти. «Помни последняя твоя, и вовек не согреши-ши,» - говорит Премудрый. Нет мысли возбудительнее от беспечности, как мысль о внезапной смерти, потом о суде, рае, аде, вечности. Но ни одна мысль не заслоняется врагом, как эта.