Донбасс.
Если копнуть от Геродота жили здесь скифы, сарматы, половцы, потом Дикое поле - граница христианской Руси и кочевников.
Место постоянных стычек, названия и сейчас говорят сами за себя - Раздоры, Лихая, Могила, Зверево.
Это здесь половцы манили князя Игоря («Плач Ярославны») вглубь своих владений, современный стык Донецкой, Луганской, Ростовской областей.
И новый виток - опять приграничье, кто бы мог подумать, что это повторится?
Теперь раздел России и Украины. Бывает почти по-живому, есть прецеденты, что пол-двора там, пол-двора здесь. Театр абсурда для политиков!
А делят нас.
После Дикого поля - казачий Дон.
С Дону выдачи нет! - и бежали крепостные отовсюду, пробираясь к заветному Тихому Дону.
За сравнительно вольную жизнь платили постоянной воинской службой, трехлеток сажали на коня и до старости в седле.
Во всех военных стычках, хоть больших, хоть малых казаки как нынешний спецназ. И жонок себе привозили отовсюду - и гордых полячек и чернооких турчанок.
Это образ жизни - или грудь в крестах иль голова в кустах, первое правило казачьей службы, ничего не презиралось больше трусости.
А потом пришел черед черного золота.
Сначала рудники, потом просто шахты, которые требовали в свою черную пасть постоянного притока новой рабочей силы.
И опять повалил народ, где сам, где подневольно.
Кому на старом месте терять уже нечего, кто нагрешил выше крыши, большинство с голодухи - всех уравнивала шахта, всех принимала.
Отпускала не каждого.
И так до сих пор. Вот и не было особой веры ни в черта, ни в бога, а только надежда что надо «сдюжить» в любой ситуации.
Вот и живем, на улице - русские, украинцы, белорусы, татары, греки, армяне.
Татары едят сало, мы - беляши, готовим гремучую смесь разных блюд.
Чего в Донбассе не услышишь - понаехали разные! Все такие.
И ссорятся соседи не потому, что выясняют что важнее Рамадан или Рождество, а потому, что соседский кот, вот зараза, лежбище на грядках с рассадой устроил.
А праздники, под настроение, все отмечаем, без обиды.