Издревле та сторона была крыта лесами дремучими, сидели в них мордва, черемиса, булгары, буртасы и другие языки чужеродные; лет за пятьсот и поболе того русские люди стали селиться в той стороне. Константин Васильевич, великий князь Суздальский, в половине XIV века перенес свой стол из Суздаля в Нижний - Новгород, назвал из чужих княжений русских людей и расселил их по Волге, по Оке и по Кудьме. Так летопись говорит, а народные преданья вот что сказывают:
«На горах то было, на горах на Дятловых (В „Книге Большого Чертежа“: „А Нижний - Новгород стоит на Дятловых горах“.): мордва своему богу молится, к земле - матушке на восток поклоняется… Едет белый царь по Волге реке, плывет государь по Воложке на камешке. Как возговорит белый царь людям своим: „Ой вы гой еси, мои слуги верные, слуги верные, неизменные, вы подите - ка, поглядите - ка на те ли на горы на Дятловы, что там за березник мотается, мотается - шатается, к земле - матушке преклоняется?“…
Слуги пошли, поглядели, назад воротились, белому царю поклонились, великому государю таку речь держат: „Не березник то мотается - шатается, мордва в белых балахонах богу своему молится, к земле - матушке на восток преклоняется“. Вопросил своих слуг белый русский царь: „А зачем мордва кругом стоит и с чем она богу своему молится?“ Ответ держат слуги верные: „Стоят у них в кругу бадьи могучие, в руках держит мордва ковши заветные, заветные ковши больши - набольшие, хлеб да соль на земле лежат, каша, яичница на рычагах висят, вода в чанах кипит, в ней говядину янбед (Один из прислужников „возати“ - мордовского жреца.) варит“. Как возговорит белый русский царь: „Слуги вы мои, подите, дары от меня мордве отнесите, так ей на моляне (Общественное моление.) скажите: „Вот вам бочонок серебра, старики, вот вам бочонок злата, молельщики“. На мордовский молян вы прямо ступайте, мордовским старикам сребро, злато отдайте“. Верные слуги пошли царский дар старикам принесли, старики сребро, злато приняли, сладким суслом царских слуг напояли; слуги к белому царю приходят, вести про мордву ему доводят: „Угостили нас мордовски старики, напоили суслом сладким, накормили хлебом мягкиим“. А мордовски старики, от белого царя казну получивши, после моляна судили - рядили: что бы белому царю дать, что б великому государю в дар от мордвы послать. Меду, хлеба, соли набрали, блюда могучие наклали, с молодыми ребятами послали. Молодые ребята приуставши сели: мед, хлеб - соль поели, „старики - де не узнают“.
Земли да желта песку в блюда накладали, наклавши пошли и белому царю поднесли. Белый русский царь землю и песок честно принимает, крестится, бога благословляет: Слава тебе, боже царю, что отдал в мои русские руки мордовску землю». И поплыл тут белый царь по Волге реке, поплыл государь по Воложке на камешке, в левой руке держит ведро русской земли, а правой кидает ту землю по берегу… И где бросит он горсточку, там город ставится, а где бросит щепоточку, тамо селеньеце".
Таковы сказанья на Горах. Идут они от дедов, от прадедов, И у русских людей и у мордвы с черемисой о русском заселенье по Волге преданье одно.
Всё это, хоть и было написано языком затемненным, однако в большом количестве проникало в полуграмотное простонародье. Городские и деревенские грамотеи читали те книги с большой охотой, нравилось им ломать голову над «неудобь понимаемыми речами», судить и рядить об них в дружеских беседах, толковать вкривь и вкось. В искреннем убеждении полагали грамотеи, что, читая те книги, они проникают в самую глубину человеческой мудрости.