Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи — Pietro di Cristoforo 1446—1524) — итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы.
Знаменитый итальянский живописец эпохи позднего кватроченто, учитель Рафаэля. Пьетро Вануччи родился ок. 1446 в небольшом городке Чита делла Пьеве в Умбрии, впоследствии стал гражданином Перуджи — столицы Умбрии. Отсюда произошло и прозвище художника — Перуджино. Первым его учителем был Фиоренцо ди Лоренцо (1445−1522), с 1470 учится во Флоренции в мастерской Андреа Верроккьо (1435/36−1488).
Известность Перуджино прежде всего принесла его монументальная живопись. Самое раннее его произведение, дошедшее до нашего времени, фреска Святой Себастьян (1478), написанная для церкви Санта Мария Маддалена в Черквето (близ Перуджи). Из всей большой фрески до наших дней сохранилась только фигура святого.
В 1481—1482 папа Сикст IV (1471−1484) пригласил в Ватикан С. Боттичелли (1445−1510), Д. Гирландайо (1449−1494), П. Перуджино, Б. Пентуриккио (1454−1513), К. Россели (1439−1507) и др. художников для росписей Сикстинской капеллы. Они должны были написать по шесть фресок на темы Ветхого и Нового Завета. В Сикстинской капелле Перуджино на алтарной стене написал Вознесение богоматери в центре, Рождество и Нахождение Моисея по бокам. В 1530-е фрески Перуджино на алтарной стене были уничтожены по приказу папы Павла III (1534−1549). На их месте сейчас находится фреска Микеланджело Буонарроти (1475−1564) Страшный суд (1535−1541). На боковой стене капеллы Перуджино была написана фреска Передача ключей (1481−1482), в которой утверждается владычество католической церкви. В центре выделяется Христос и коленопреклоненная фигура Петра, который принимает из его рук символический ключ. Атмосфера наполнена спокойствием и величием. Художник вводит в композицию портреты современников и даже собственный портрет.
В 1490-е у Перуджино множество заказов, есть ученики, две мастерские — в Перудже и во Флоренции. Самые значительные свои произведения он создал в эти годы. Наиболее известным триптихом был Мадонна со святыми (1499, Лондон, Национальная галерея), в центральной части которого изображена мадонна с младенцем, на левой створке — архангел Михаил, на правой — Товий и ангел. Фоном центральной створки служит изящный пейзаж, выполненный в стиле умбрийских мастеров.
В 1496 совет Камбио (биржи) в Перудже решил расписать плафон и стены зала приемов и пригласил для этого Перуджино. Художник украсил плафон аллегорическими фигурами, символами планет, знаками зодиака. На стене против входа он написал две фрески Преображение и Рождество. Главными являются три фрески, на которых изображены герои античности, аллегорические фигуры, пророки, сивиллы. Работа продолжалась с 1496 по 1500.
После 1500 его талант стал постепенно угасать, он начал повторяться в своих картинах. Перуджино умер в марте 1523 года от чумы, расписывая фрески церкви в Перудже; эта работа была завершена его учеником Рафаэлем.