Русский художник-самоучка Владимир Третчиков с пяти лет не бывал в России, он жил в Китае, Сингапуре, на Яве, в ЮАР. На Западе его картины пользовались большим успехом, он провел 52 персональные выставки. Тем не менее, Третчиков не получил признания в профессиональной среде — ни одна из его работ не была приобретена музеем или художественной галереей. Его называли «королем китча», «Пикассо супермаркетов» и «художником больших денег». С последним сложно поспорить — Третчикова считают одним из самых коммерчески успешных художников ХХ века.
Владимир Третчиков родился в 1913 г. в Петропавловске, после революции его семья покинула Россию и бежала в Маньчжурию. Мальчик рано осиротел и был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на хлеб с 12 лет. Он устроился помощником художника в Харбинский оперный театр, занимался иллюстрированием учебников, писал портреты. Его работы привлекли внимание руководства Китайско-Восточной железной дороги, и Третчикова отправили на учебу в СССР, снабдив солидной суммой.
До СССР Третчиков так и не доехал. В Шанхае родной брат убедил его остаться и вложить деньги в бизнес. Вместо этого он обманул его и скрылся с деньгами. Третчиков устроился карикатуристом в местную газету, а позже основал рекламную студию. В 1934 г. Третчиков подписал контракт с рекламной фирмой и переехал в Сингапур. Помимо этого, он преподавал в художественной школе и писал портреты. Там он прожил недолго — после начала Второй мировой войны он уехал на остров Ява.
До конца войны Третчиков жил в Батавии (ныне — Джакарта, столица Индонезии). Там он рисовал карикатуры для газет, занимался оформлением театральных спектаклей, писал портреты местных жителей. После войны ему удалось отыскать свою семью — жену и дочку — в Кейптауне. В ЮАР Третчиков прожил до конца своих дней. В России с тех пор он так никогда и не был, хотя до конца жизни отлично говорил по-русски.
Именно в ЮАР к Третчикову пришла популярность. В 1948 г. он с успехом провел первую персональную выставку, со временем его выставки в ЮАР побили все рекорды по сборам и посещаемости. При этом национальная галерея ЮАР не купила ни одной его работы, так как «Третчиков не является южноафриканским художником», хотя он прожил в этой стране 60 лет
В 1953—1955 гг. художник провел выставочное турне по США и Канаде. В 1961 г. в Лондоне на его вернисаж пришло 205 тысяч человек, выстроившихся в гигантскую очередь. Его работы пользовались большим спросом, особенно портреты. Ими украшали стены кафе, офисов, парикмахерских, отелей, салонов красоты
По коммерческому успеху своего творчества Третчиков уступал только Пикассо. Его «Китаянка» («Зеленая леди») была продана в Лондоне за миллион фунтов стерлингов. Эта работа стала одним из самых известных символов западной поп-культуры и самой продаваемой репродукцией в мире. Она украшала стены гостиных в Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Сингапуре, ЮАР.
В Западной Европе и США его считали культовым художником, в России о нем мало кто слышал. В профессиональной среде его работы не получали высоких оценок, критики разносили его выставки в пух и прах. Первые русские публикации о Третчикове появились только в 1990-х., из 52 персональных выставок ни одной не было проведено в России.