Я очень много думаю про футбол. Про этическую сторону дела, конечно. В пределе вопрос звучит так: а имеет ли право человек быть счастливым, если своим действием или бездействием он приводит к несчастью других людей?

Футбол — немотивированное бесплатное счастье самоидентификации. Ничего делать не надо, надо одобрять. Кто-то забил — ты радуешься, как-будто что-то произошло хорошее. Не просто хорошее, а такое чудесное, что надо на улицу бежать и всем кричать, что забили.

Так бы радовались, когда у ста человек рак вылечили.

История с футболом выглядит ужасающе, когда вместо спасения людей миллиарды долларов потрачены на иллюзорные достижения. Все уже забудут про футбол, а сотни тысяч людей умрут, потому что не найдётся денег на профилактику и лечение.

Не говоря уже о том, что футбол стал аргументом, оправдывающим зло. Типа у нас много что плохого, зато чемпионат был хороший.

С другой стороны, что теперь, с ума сойти? Ведь в мире столько горя, и помочь всем невозможно, и какой смысл себя изводить? Человек получает свою порцию счастья и живет с ней — что теперь ему в окно кирпичом кинуть, раз он не хочет глобально противостоять несправедливости? При чем это глобальное противостояние обычно заканчивается в тюрьме, и кому, скажите на милость, от этого будет хорошо?

Ответ на эту дилемму может быть такой, что любая апелляция к этике — это акт манипуляции и попытка навязать собственные принципы. То есть призыв быть хорошим — это всегда призыв быть хорошим в чужой системе координат. Каждый человек представляет свою этику. Всё это понятно. Интересно другое: как одно представление о добре побеждает другое?

Исторически — с помощью насилия. Победитель всегда объявляет себя источником наилучшей этики, а оппонировать ему некому.

При этом альтруистическое поведение, одобряемое в целом, быстрее всего ведёт к проигрышу, так как лишает человека ресурсов.

В моей системе ценностей прежде всего альтруизм заслуживает уважения. Это то, что продвигаю я сам. Естественно, важно добавить в альтруизм эффективности.

Задача эффективного альтруизма сегодня, на первом месте, не минимизация себестоимости спасения жизни человека, так как ресурсов на это крайне мало, а победа над другими этическими концепциями в сознании миллионов людей.

Если мы научимся делать других людей более альтруистичными, это и будет самым альтруистичным актом. Но как сделать это без насилия?

Можно сказать, что люди — это нейронные сети. Обучить нейронную сеть можно только на длинном датасете. Поэтому нужно постоянно вдалбливать правильный датасет. Недаром Библия, Капитал и всё такое — довольно объемные произведения.

Собственно, этим занят часто и я: пишу, пишу, пишу про то, как сохранить жизни людей. В какой-то момент это победит футбол в головах людей.