Родители часто сетуют на то, что дети не хотят учиться, делать уроки и читать книги. Здесь важно понимать, как устроено детское познание.
Любой ребенок — это машина для поглощения новых знаний и навыков. Дети созданы природой для того, чтобы учиться — у них постоянно созревают новые отделы мозга, устанавливаются новые нейронные связи. Если вы оставите ребенка одного (и на этот момент он будет здоров, не голоден и не напуган), то он начнет заниматься познанием мира.
Но это не значит, что познание мира — это делание уроков. Мы часто заставляем детей делать домашние задания, но обычно для них это скучное занятие. Ребенок не может понять, для чего нужно вставлять эти пропущенные буквы, пересказывать написанное в учебнике. Но зато он с интересом будет наблюдать за облаками и фантазировать, на что они похожи, он будет строить из кубиков что-то свое, сочинять, писать рассказы, вести свой «Инстаграм», в конце концов. И все эти деятельности относятся к развитию.
Если мы посмотрим на это шире, то увидим, что дети развиваются постоянно. И есть два важных условия, чтобы это происходило беспрерывно:
• состояние покоя;
• богатая среда.
Состояние покоя
Развитие происходит только в состоянии покоя. Формирование новых связей между нейронами, то есть процесс обучения, происходит тогда, когда мы не в стрессе.
Когда же мы в стрессе, организм включает режим экономии: мы будем пользоваться теми стратегиями, которые давно освоили. Мы будем совершать действия максимально на автопилоте.
И только когда мы в покое и когда нам не страшно, в нас активизируются любознательность и любопытство. Это условие, к сожалению, не всегда осознается родителями и школой.
Для познавательной деятельности ребенок должен знать, что к нему хорошо относятся. Ребенка не должны обижать сверстники, ругать родители, обижать учителя. Только тогда у детей будет возможность активизировать познавательную активность и процесс обучения.
Богатая среда
Это то, где ребенок может развиваться: во что играть, на что смотреть, чему удивляться. Дети должны получать впечатления.
Если мы посадим ребенка в белую пустую комнату без книжек и игрушек, то, конечно, он там будет развиваться плохо, потому что у него не будет достаточной стимуляции. Но это вовсе не значит, что для любознательности требуется что-то невероятное, из ряда вон выходящее. Ребенка не нужно возить по всем галереям мира, чтобы он развивался. Ему достаточно нашего обычного мира — дома, на улице, в парке.
Ребенку нужны совершенно обычные детские книжки, игрушки — этого вполне достаточно, чтобы создать для него хорошую среду для познания. Но у него должно быть время, чтобы этой средой пользоваться в свободном режиме. А сейчас мы видим, что вся жизнь ребенка организована родителями — это специальные занятия, которые идут по определенному плану.
Если в группе сидят 20 детей, и все они по одному образцу рисуют петушка, то к развитию это не относится.
Когда ребенок делает по образцу только то, что ему велят делать, то это время, которое потеряно для развития. Такие занятия развивают не познавательную активность, а, наоборот, пассивность. Ребенок сидит и повторяет, для этого ему даже не приходится включать голову.
Полезнее это время провести возле лужи, наблюдая за червяками и головастиками — в таком случае он получит больше информации. Потому что познавательная активность — это исследование, наблюдение, анализ, сопоставление.
Проблема в том, что мы часто даем детям ответы на не заданные вопросы. У ребенка еще нет заинтересованности, у него не возникло первичных импульсов любознательности, он еще ничего не спросил, а ему уже говорят: «Дети, садитесь, сегодня мы будем проходить параграф номер 14». И совсем другое дело, когда речь идет о естественном познании — когда ребенок что-то сделал и получил результат, который провоцирует его на множество вопросов «как?», «почему?», «зачем?».
Если дома обсуждают, что происходит в мире, науке, то ребенок заражается этой средой, и познавательная деятельность становится естественной.
А если родители находятся в вечном анабиозе и, приходя с работы, ничем не интересуются, то и от детей не нужно ожидать любознательности. Ведь познавательная активность — это интерес, с которым человек познает мир.
Эксперимент психологов: от чего зависит детское любопытство
В ходе этого исследования приглашали мам с детьми в кабинет психолога, где было много всяких игр, игрушек и очень интересных вещей. Затем экспериментатор говорил, что ему позвонили и нужно срочно отлучиться на время. Перед уходом он разрешает брать и смотреть любые вещи, которые находятся в комнате.
Психологи наблюдали за реакцией мамы и ребенка через секретное зеркало. Все испытуемые разделились на следующие четыре группы:
1. Мама говорила ребенку «Сядь смирно! Ничего не трогай, а то поломаешь!» Сама ничего не трогала и все время шикала на ребенка, чтобы он не прикасался к вещам.
2. Мамы второго типа вели себя примерно так: говорили ребенку «Раз дядечка разрешил брать игрушки, можешь поиграть», а сами доставали журнал и читали.
3. Мамы призывали ребенка: «Посмотри, сколько здесь всего интересного! Давай мы вместе с тобой играть в эти игры!» — и начинали придумывать ребенку развлечения.
4. Мамы, забыв про ребенка, сами начинали все хватать и с интересом рассматривать.
После этих наблюдений психологи с помощью специальных методик измеряли познавательную активность у детей. Оказалось, что самой высокой она была в четвертой группе.
А самой низкой — у детей из третьей группы, там, где родитель полностью брал на себя инициативу и начинал руководить этим процессом — «Посмотри, какая полезная и интересная развивающая игра! Делай так и так».
А вот там, где мама проявляла свой собственный интерес без давления на ребенка, познавательная активность росла. На втором месте была группа, где мама читала журнал — она хотя бы не мешала своему ребенку познавать этот мир и не «отравляла» игру своими амбициями и тревогой. Она лишь давала понять, что здесь хорошо и безопасно и можно заниматься исследованием игрушек.