По какой причине в русском языке прижился именно французский вариант названия писателей, которые лишены авторства на свои произведения, неизвестно. Литературные негры (фр. ngres littraires) в нашем сознании сразу обрели статус рабов, поэтому в ходу еще один вариант - литературные рабы. В блогах частенько встречается словечко «книггеры».
Лично для меня более правильной смысловой нагрузкой обладает американское «ghostwriter» - писатели-призраки.
Какие же они рабы? В сырых застенках и кандалах никто не держит, да еще и деньги платят.
Не хочешь - можно в любой момент на вольные хлеба податься, бороздить издательские океаны в одинокой лодке. Переживешь штиль и шторм - узнает страна нового автора. Если нет - сгинешь на дне Бермудского треугольника, перечитывая пару раз в год собственные шедевры с монитора компьютера.
А в литературном рабстве (авторском сумраке) я углядела массу достоинств. Касаются они, естественно, начинающих писателей и журналистов, которые готовы делать первые шаги, а в направлении движения сомневаются.
Чем занимаются литературные негры?
Пишут все, что требуется заказчику, получают за свой труд деньги, но всегда остаются в тени. А именно:
• дипломные работы, монографии, доклады, диссертации;
• статьи, выступления и комментарии от имени политических и общественных деятелей;
• сборники советов для молодых мам, сонники, справочники по астрологии и лекарственным травам, книги по фен-шуй и дизайну интерьеров,
• книги для серии «Популярная психология» в стиле «Как выйти замуж за богатого» и «Как стать счастливым за неделю»;
• любовные, детективные и приключенческие романы (или отдельные главы) под брендом раскрученного автора; часто десятки книггеров работают под одним вымышленным именем; иногда заказчик предоставляет сюжетную линию для доработки, чаще весь сюжет придумывает литературный негр;
• комментарии от лица выдуманных персонажей на различных форумах с целью продвижения какого-либо товара или услуги;
• обрабатывают записанные на диктофон мемуары, превращая в связный текст воспоминания известных людей;
• пишут по заказу «звезд» эстрады, кино и телевидения автобиографии или сборники советов по сохранению красоты и здоровья, обретению популярности
• ведут блог за известного человека или поддерживают его странички в социальных сетях;
• переводят книги малоизвестных иностранных авторов, называя героев русскими именами и перемещая место действия в Россию;
• сочиняют сценарии для реалити-шоу, сериалов и развлекательных передач;
• стихи и тексты песен для корпоративных праздников.
Какие выгоды приносит работа в писательском сумраке?
• Для кого-то это просто работа - не хуже и не лучше любой другой офисной или фрилансерской, удобный вариант для любителей свободного графика и нуждающихся в дополнительном источнике дохода.
• Возможность для начинающего писателя не просто писать за деньги, но и быть незамедлительно опубликованным. Книгу купят и прочитают, появится обратная связь с читателями и отзывы критиков. Все это поможет в будущей самостоятельной карьере, а настоящее имя «практиканта» не будет ассоциироваться с неудачами первых творческих экспериментов.
• Полезный опыт работы в команде с профессионалами. Можно значительно развить свои литературные способности, познать тонкости издательского бизнеса, завести нужные знакомства перед выходом в самостоятельное плавание.
• Работа в разных жанрах позволяет оттачивать все грани литературного мастерства. Иногда даже предлагается подражать художественному стилю известного современного автора - а это уже захватывающий словесный ребус.
• «Сумрак» удобен для людей, которые сознательно не хотят ставить свое имя на обложке художественного произведения. Они получают огромное удовольствие от работы и приличный заработок, не боясь осуждения и насмешек со стороны коллег. Видимо, именно так появляются на свет очень откровенные любовные романы и сборники советов «Как иметь трех любовников и богатого мужа».
Чем приходится жертвовать?
• Все написанное нельзя поместить в свое портфолио. Становясь писателем-призраком, вы навсегда забываете о своих литературных детищах.
• Далеко не всегда поступают заказы, отвечающие вашим эстетическим предпочтениям. Вампиры и полусгнившие мертвецы все еще в почете у читателей.
• Бывают случаи, когда, как говорится, начинает «душить жаба». Вдруг получается книга, которая становится бестселлером. Читатели в восторге, издатели выпускают дополнительные тиражи. А литературный негр довольствуется полученным скромным гонораром и в тоске грызет ногти, оставаясь в тени.
Счастливчики жанра
Есть и такие. Помню, с удивлением обнаружила на задней обложке книги Ирины Хакамады «SEX в большой политике» фамилию человека, благодаря которому чтиво получилось легким, ярким и озорным. Журналистка Лилия Гущина названа соавтором, а ее портрет размещен рядом с фотографией самой Хакамады.
Конечно, факт можно считать малозначительным, ведь вся слава досталась Ирине Хакамаде, однако имена других литературных негров, выпустивших в свет захватывающие книги воспоминаний известных людей, не напечатаны даже самым мелким шрифтом на самой скучной страничке.
Как стать литературным негром (книггером, афролитератором, писателем-призраком, литрабом)?
• «Рабовладельцы» сами находят молодые дарования в литературных институтах.
• Вас могут заметить на литературном сайте, где вы выложили образцы своих работ.
• Многие издательства предлагают конкурсное размещение стихов и рассказов на страничках своего сайта. Это, пожалуй, самый короткий путь в «рабство».
• Можно просто рассылать свои произведения по издательствам. Ждать публикации приходится годами, а кушать непризнанному гению хочется ежедневно, поэтому предложение поработать «в дружном творческом коллективе» отбрасывать не стоит.
• Самостоятельно просматривать объявления на просторах Интернета: «…требуется помощник, редактор», «…необходимо художественно обработать многочасовое интервью (воспоминания) известного человека, записанное на диктофон», «…издательскому проекту требуются сотрудники»,
• Лучше найти знакомых, которые уже в «рабстве». Пусть они приведут к издателю за руку, так сохранится тайна «вербовки»
Кстати, авторы, которых народная молва причисляет к «рабовладельцам» за удивительную творческую плодовитость, считают литературных негров мифическими существами. Не существует, мол, таких! Выдумки все это! Дмитрий Быков, Улицкая, Донцова, Полякова, Маринина, Шилова - все заявляют в своих интервью о неприятии рабовладельческого труда. Они с негодованием отзываются об этом позорном явлении в издательском бизнесе, а в доказательство готовы предоставлять собственноручно написанные рукописи книг.
Тайну о литературных неграх хранят обе стороны, это понятно. По этой причине подсчитать «рабов» не представляется возможным. Их десятки? Сотни? Тысячи?
Неизвестно… Да и как их, призраков, посчитаешь?