История богата людьми, обладавшими исключительной памятью, и весьма полезно изучать их жизнь не только из исторического интереса, но и с точки зрения постижения техники, которую они использовали, а также для того, чтобы еще раз подтвердить тот факт, что человеческий мозг обладает неограниченными способностями. Читая об этих великих людях и практикуя то, что практиковали они, вы можете дать своему мозгу такую же установку.

Антонио де Марко Маглиабечи. Антонио де Марко Маглиабечи родился во Флоренции, Италия, 29 октября 1633 года в семье, которая не могла позволить себе дать своему ребенку образование. Он был отдан учеником к поставщику фруктов и проводил свободное время за разглядыванием фрагментов книг страницы которых использовались для заворачивания продуктов.

Местный продавец книг заинтересовался мальчиком, который так тянулся к чтению, и привел его в свою книжную лавку, где тот быстро научился отличать буквы и составлять из них слова. Когда он таким образом, совершенно случайно, стал грамотным, то соединил свои навыки чтения с удивительной фотографической памятью, которая способствовала ему в запоминании большей части прочитанного материала.

С ним был проведен эксперимент: ему дали манускрипт (который он прочел с удивительной скоростью) одного автора, наслышан нога о способностях мальчика. Антонио вернул манускрипт. Вскоре автор сказал, что потерял эту рукопись, и попросил молодого человека вспомнить все, что тому удалось запомнить, чтобы помочь восстановить манускрипт. К его удивлению, Антонио восстановил книгу полностью, не пропустив ни одного слова, ни одного знака пунктуации.

Он читал и запоминал невероятно огромные тома и вскоре стал известным, поскольку консультировал экспертов по различным видам научной деятельности в соответствии с изученными трудами в данной области. Когда они приходили к нему с вопросами, Антонио слово в слово с указанием страницы цитировал любого автора, книгу которого он прочитал. Великий герцог Тосканский назначил его на должность своего библиотекаря. Для того, чтобы охватить как можно большее количество материала '(ведь в его распоряжении была целая библиотека!), он развил скорость чтения до сверхъестественной величины. Как писали о нем, он «погружался» в страницу, схватывая ее содержание за один или два взгляда на нее, к огромному удивлению тех, кто это видел Антонио не только обладал исключительной памятью и способностью быстро читать, но, и; благодаря постоянному усовершенствованию этих, способностей, не потерял их до самой смерти, дожив до 81 года. В его биографии указано, что последние годы жизни он провел в кровати, окруженный книгами, которые читал и запоминал, пока не уснул навеки!

Христиан Фридрих Хейнекен. Христиан Фридрих Хейнекен известен как «младенец из Любека», германского города, где он родился 6 февраля 1721 года. В возрасте 10 месяцев он начал говорить и повторять каждое услышанное слово; в возрасте одного года он знал и помнил все основные события из пяти первых книг Библии; к двум годам он развил память до того, что мог воспроизвести все факты библейской истории; в возрасте трех лет он добавил к своим познаниям мировую историю и географию, сочетая это с изучением латыни и французского языка; а на четвертом году своей жизни он начал специализироваться на изучении истории церкви и религии.

В возрасте четырех лет его обучение было прервано заболеванием, и он с видимым спокойствием предсказал собственную смерть, которая вскоре и забрала его (27 июня 1725 года), когда ему даже не исполнилось четыре с половиной года.

Джордж Паркер Биддер. Джордж Паркер Биддер родился в Девоне, Англия, в 1806 году. Сразу же он стал известен как ребенок, способный к математике и умеющий мгновенно отвечать на вопросы типа: «Если блоха при прыжке покрывает расстояние в 7 сантиметров, сколько прыжков нужно ей сделать, чтобы пропрыгать вокруг света 40 032 километра? А как долго будет длиться ее путешествие, если она делает 6 прыжков в минуту?» «Она сделает 58 713 600 прыжков, на что ей понадобится один год, триста сорок дней; тринадцать часов и двадцать минут.»

Постоянно развивая свои умственные способности, Биддер посвятил себя технике, а затем был избран в парламент, где сила разума сделала его не только самым знаменитым, но и самым опасным для противников депутатом. Один из них даже подал жалобу в Палату Лордов: дескать, мистер Биддер не должен оставаться в парламенте, поскольку природа наделила его такими качествами, которые ставят оппонентов в невыгодное положение.

Биддер объяснил свои методы, и это объяснение позволяет увидеть, что его мозг использовал как технику счета, так и мнемонику. «Если меня просили умножить 89 на 73, то ответ - 6497 - немедленно был у меня в голове. Я умножал 80 на 70, 80 на 3, 9 на 70 и 9 на 3. Это очень просто. Но проще работать, если эти суммы, 5600, 240, 630 и 27, до того, как их складывать, представить в виде столбика, написанного мелом на доске.» Очевидно, что Биддер был наделен фотографической памятью еще до того, как появилось это понятие. Биддер более подробно объяснял это, когда говорил: «При умственной арифметике вы начинаете с маленьких частей и заканчиваете целым, стараясь, чтобы в данный момент времени в мозге отпечатывалось только одно действие. Вы производите это действие, концентрируясь только на нем, и „откладываете“ в сторону… Последний результат каждой операции по отдельности регистрируется памятью, а предыдущие последовательно стираются, пока не будет достигнут окончательный результат».

Как и Маглиабечи, Биддер сохранил свои способности до самого конца, демонстрируя феноменальную память и способности к вычислениям до последнего момента своей жизни. Умер он в возрасте 72 лет.

Поль Чарльз Мерфи. Поль Чарльз Мерфи родился в Новом Орлеане в 1837 году, где рано зарекомендовал себя шахматным вундеркиндом. Он быстро стал одним из величайших шахматистов всех времен, едва-едва только изучив эту игру, так как его успехи зависели от природной способности создавать образы и исключительно мощной памяти. По пути к званию чемпиона мира он получил юридическое образование и одновременно изучил четыре языка.

В добавление к этим изумительным результатам Мерфи стал одним из первых и, возможно, лучшим специалистом в области «слепых» шахмат. Он мог не только хорошо играть в «слепые» шахматы, что требовало полного умственного воспроизведения каждой новой позиции, но и мог провести сеанс одновременной игры вслепую с противниками, которые играли в открытую.

Мерфи также утверждал, что может вспомнить каждый ход в любой из сотен партий, которые он сыграл за свою карьеру чемпиона, включая партии вслепую. Это легко проверить, так как почти четыре сотни сыгранных им партий сохранились, потому что они были записаны под его диктовку после сеанса.

Имеются также сведения, что для усиления своей супермощной памяти Мерфи регулярно бегло просматривал партии после сеанса игры.

Русский Ш. Ш., о котором мы уже упоминали, был русским журналистом, который в самом начале века участвовал во встрече издателей в Москве, где прилюдно получил выговор за то, что не ведет никаких записей.

Когда его спросили о причине такого бестактного поведения, он гениально выкрутился, сказав, что никогда не видел смысла и не понимал пели ведения конспектов. Когда его заставили доказать, что он не нуждается в конспектах, он слово в слово повторил то, что говорил на этом собрании лектор!

Затем он был представлен русскому психологу Александру Лурии, который исследовал его память в течение 25 лет и заявил, что она была совершенной.

В своих записях о собственной памяти Ш. подтверждал, что, еще будучи ребенком, он освоил основные методы запоминания, и это стало для него естественным процессом, который быстро развился в абсолютно полное запоминание и воспроизведение.

В добавление к удивительным свойствам своей памяти Ш. обладал способностью быстро находить решения самых различных проблем, что подчеркивает важность правого полушария мозга и воображения как для памяти, так и для творческих способностей.

Дарио Донателли. Дарио Донателли - наш современник, американец, который закончил университет Карнеги-Мсллона в Питтсбурге, где специализировался на методах улучшения памяти. Донателли считал себя абсолютно нормальным человеком, говоря: «Моя память такая же, как и у других людей. Существуют, вероятно, сотни тысяч мужчин и женщин, которые смогли бы считать быстрее меня, если бы проявили такой же интерес к числам и увидели необходимость в практиковании счета и памяти в течение нескольких лет».

До начала своих экспериментов в университете Карнеги-Мел лона он не обладал никакими специальными мнемоническими способностями, но, постоянно занимаясь, стал одним из самых способных среди величайших мастеров всех времен, обладающих исключительной памятью, и совсем недавно побил мировой рекорд по цифровой памяти. (Предыдущий рекорд был установлен в 1911 году немецким профессором математики, который запоминал восемнадцать цифр без ошибки.)

Недавно Донателли запомнил следующее число из семидесяти четырех цифр: 1 518 593 765 502 157 824−6 658 506 112 094 885 146 857 264 949 599 569 460 315 815 936−974 965 928.

Через сорок восемь секунд после чтения этого числа он был готов ответить: «Сначала идет 1518. Затем 5937…» Он повторял все цифры по порядку, группируя их по три или по четыре.

Когда его спросили, как он это запомнил, он ответил что-то вроде: «Первая группа - это три мили, вторая - десять миль, затем - миля, затем половина мили, потом две мили, затем возраст, опять две мили, одна миля, опять две мили, два возраста, один возраст, три тысячи метров, миля, потом дата, потом миля, десять тысяч метров, две мили, возраст, опять возраст, опять возраст и, наконец, две мили». Можно сделать вывод, что Донателли запоминал цифры, используя систему запоминания, но сложнее, поскольку он создавал образы для групп цифр, чтобы побить мировой рекорд, который никто не мог побить в течение семидесяти лет.

Теперь он приближается к «магическому порогу» 100 и говорит, что сто знаков сможет запомнить в самом ближайшем будущем. Литература: Т. Бьюзен «Максимально используйте свой разум»