На шахматной доске, как и в жизни, всем управляют черно-белые законы. Правда, на ней не полосы, а клетки, но это, очевидно, объясняется тем, что размеры шахматной доски значительно меньше. А в остальном, в ней все тоже самое: те же углы и перекрестки, острые края и ауты.
Жители шахматной доски, или, как мы бы их назвали одним словом, коллектив, обитают внутри одной коробки, все вперемешку, но стоит доске развернуться и превратиться в клетчатую плоскость, как резные фигурки воплощаются в воинов и выстраиваются в боевой порядок по разные стороны доски: черные с черными, белые с белыми, друг против друга. Противостояние не длится долго, начинается сражение.
В каждом лагере есть свой вожак, свой главарь. Но это отнюдь не Король, как может показаться из гордого названия этой фигуры. Король на шахматной доске нужен лишь постольку, поскольку без него суть сражения утрачивается, и обремененный тяжким грузом ответственности, он сильно ограничен в своих движениях: всего лишь на одну клетку в любом направлении, но и то это в лучшем случае. На самом деле, Король беззащитен и мало что может сделать один.
Ферзь - вот совсем другое дело. Он более раскрепощен и именно он всем заправляет. Хитрый, коварный, он доверительно занимает место в центре позиции по правую руку от Короля, и это делает его могущество практически всесильным. Не зависимо от цвета, Ферзь - очень неприятная фигура именно потому, что он всегда уверен в своем совершенстве и правоте. А это, знаете ли, раздражает. Два Ферзя, как показывает практика, на одной доске не уживаются, и сражение начинается. Но начинают его не Ферзи, представьте себе. Зачем им мараться? Ведь есть пешки.
Да, пешки - это особая статья. Их даже не называют фигурами, а просто - пешки. Хотя именно они принимают на себя всю тяжесть напора противоборствующей стороны. Пешки милы и элегантны, в каждом стане их больше чем прочих фигур и их совокупная сила может оказать достойное сопротивление любому агрессору. Но другие фигуры их ни во что не ставят и редко с ними считаются, легко принося в жертву ради достижения своих корыстных целей. Пешки могут ходить только прямо, без права на отход или обход. Лишь иногда они могут сделать шаг на одну клетку по диагонали, в том случае, когда кого-нибудь съедают, а съедают они только того, кто им поддастся. Но в пешках скрыта огромная сила и не удивительно, что только они, эти маленькие, безобидные создания, могут то, чего не может ни одна, даже самая могущественная фигура. Им открыто таинство перевоплощения. Да, да, в ходе игры, то есть, жизни, они могут превратиться в любую фигуру по своему желанию, если сумеют пройти через всю доску к противоположному краю. Конечно, не каждой пешке это под силу. Для этого необходимо, во-первых, чье-то явное покровительство, во-вторых, удачно выбранный момент и, в-третьих, достаточное количество наглости и черствости по отношению к своим сотоварищам, чтобы не обращать внимания на потери. Но в основной своей массе пешки благородны и редко достигают цели любыми способами, а те, кто дошел, метят именно в Ферзи, почему-то, хотя могут стать кем угодно (кроме Короля, естественно, он всегда один). Почему так? Есть ведь и другие фигуры.
Например, Кони. Они красивы и грациозны, легко перемещаются по полю по замысловатой траектории. И мысли у них замысловатые. Невозможно понять, что у Коня на уме. Из любой клетки он может скакнуть в восемь различных мест (если они не заняты своими или не прикрыты чужими), причем через головы других. Согласен, это не всегда красиво. Коня лучше держать в союзниках, если он верен соплеменникам, то проку от него, все же больше, чем вреда.
А вот Ладья массивна и прямолинейна. Если она захочет, она может продраться от одного края шахматной доски до другого, сметая все на своем пути. Но вот эта прямолинейность и, так сказать, дуболомство, и оказываются для Ладьи зачастую губительными. Ей трудно привить тактическую грамотность и стратегическое мышление, хотя именно Ладье принадлежит первенство в обкладывании Короля самыми серьезными матами. Чаще всего Ферзь приближает к себе именно Ладью, как самую предсказуемую, не задающую много лишних вопросов, фигуру.
Есть еще в шахматном королевстве такая фигура, как Слон. Ее еще в простонародье называют Офицером. Слоны - одни из самых благородных созданий, но им не всегда везет. Если Слона изначально поставили на черную (белую) клетку, то он так и будет перемещаться лишь по черным (белым) клеткам, пока его не уберут с поля, что, согласитесь, не есть хорошо. Но, с другой стороны, это свойство можно назвать верностью принципам, и Слонов побаиваются и уважают. Одноцветные Слоны очень дружны между собой. Шагая по параллельным дорожкам разного цвета, они никогда друг другу не мешают, а если и пересекаются, то делают это очень гармонично. Представляете, рядом со Слоном, стоящим на черной клетке, величаво встает другой Слон, на белую клетку, и этот тандем поддерживающих друг друга, не самых последних фигур, представляет собой грозную силу. Поэтому-то их и стараются разлучить, как чужие, так и свои, потому что не всем нравится чужая дружба, особенно, если самому дружить не с кем.
Вот и разворачивается на шахматной доске кровавая битва не на жизнь, а на смерть. И когда становится жарко, а фигур с каждым шагом все меньше, очень трудно сохранить свое лицо, не забыть, кто ты на самом деле, не затеряться, не зарваться, не струсить. Ведь мало того, что черные воюют с белыми, а белые - с черными, так еще и внутри каждого из племен плетутся интриги, строятся козни, алчность и эгоизм становятся, порой, выше, чем честность и преданность. Одних можно легко предать и без зазрения совести отдать на съедение, других продвинуть, с тем, чтобы потом, с большой степенью вероятности, опять подставить. Немногие выживают. Случается так, что и Ферзь сходит с дистанции задолго до финиша. Но он не уходит один. Погибая, он забирает с собой несколько фигур соперника, а то и своих. Такой уж он цепкий, этот Ферзь. И тогда открывается оперативный простор для пешек. Для тех, кто выжил.
Но и один Ферзь в поле не воин. Если, к примеру, на шахматной доске остались, у черных - Король и Ферзь, а у белых - Слон и, опять-таки, Король, то такая ситуация закончится, скорее всего, при грамотных действиях белых, ничьей. А ничья, что бы там ни говорилось, никого не устраивает. Обидно, согласитесь, очень обидно, затратив столько сил и, потеряв почти всех соплеменников, в итоге все делить поровну с соперником. Вот и получается, что для пущей убедительности своих притязаний на победу, Ферзь будет стремиться сохранить кого-нибудь подле себя или продвигать пешки к заветной черте, клонируя себе подобных. Страшно? Нет, это - жизнь.
Но битва однажды заканчивается. Доска переламывается пополам и превращается в ящик. В него-то и укладываются фигуры, все подряд: черные с белыми, Короли с пешками, Ферзи с Конями, съеденные с выжившими.
Так, скажите мне, ради чего нужно было сражаться?