Народная скрипка - инструмент с женской душой
Некоторые писатели уверены, что в скрипке скрыто женское начало. Она или озорная девчонка, или печальная женщина, или трагическая старуха. Народные исполнители считали, что звучание скрипки подобно человеческому голосу. А ещё говорят, что столетия назад извлекать из скрипки мелодию удавалось только мужчинам.
Капризничать скрипка умеет, словно дама. И на погоду она реагирует. По характеру звучания скрипки на Руси предсказывали природные явления. Если инструмент звучит ладно и позитивно - погода будет сухая, ясная, если «ворчит» - дождливая.
Скрипка - девушка сложная в обращении и требует деликатного подхода. Может быть, поэтому, в отличие от широкой души - гармони или простой девчонки - балалайки, на скрипке на Руси умели играть немногие. Обычно все сельские музыканты были самоучками или перенимали мастерство друг у друга на ярмарках, гуляньях, вечеринках.
Различия в скрипичном репертуаре были связаны с особенностями местных традиций. Скрипичные наигрыши исполнялись «под песни», «под шествие», «под драку», «под пляску», «под частушки». Довольно забавно представлять, как в деревне идет кулачный бой, а скрипач выступает в качестве тапёра.
Свадьба под гармошку или балалайку у шошминских удмуртов не приветствовалась. Если на свадьбе не играла скрипка - её дразнили «собачьей».
В Псковской области скрипка проявила себя и как интроверт, в качестве сольного инструмента, и как экстраверт, участвуя в сборных ансамблях. Сегодня сложно представить, но порой она даже вступала в дружеские отношения с аутентичными гуслями.
Самобытная традиция игры на народной скрипке - кубызе зафиксирована только на территории проживания шошминских удмуртов в Республике Татарстан и Марий Эл. Там умение играть на кубызе считалось особым даром и гарантировало уважение коллектива.
На кубызе исполняли музыку на праздновании Пасхи и Троицы. На торжествах музыкант не только демонстрировал свою игру, но и следил за очередностью притоптывания поющих. Раз-два - три прихлопа, раз-два - два притопа.
Не терпящие соперничества музыканты-кубызчи предпочитали играть сольно. Но иногда собирались на турниры по мастерству. Себя показать и своими «половинками» похвастаться.
Интересные факты о скрипке
* В симфоническом оркестре скрипок больше, чем любых других инструментов.
* Если заиграть на скрипке перед пауком, то он вылезет из своего укрытия, но, уж, конечно. не для того, чтобы послушать музыку. От звуков скрипки паутина начинает колебаться, и паук думает, что попалась добыча!
* Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно, всё-таки, можно судить о времени её возникновения - это конец пятнадцатого или начало шестнадцатого века. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера.
* Формы скрипки установились к XVI веку. К этому времени и началу XVII века относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще, Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.
* До сих пор не существует аппаратуры, которая могла бы синтезировать звучание скрипки.
* Всем известны методы лечения и оздоровления музыкальной терапией. Так вот полезно знать, какие инструменты за что отвечают:
барабан - стимулирует иммунную систему,
фортепиано - успокаивает,
духовые инструменты (кларнет, флейта, гобой, английский рожок, фагот) влияют на кровообращение, печень; нормализуют сердечно-сосудистую систему,
струнные - полезны для сердца,
а скрипка - расслабляет.
* Поначалу скрипку считали инструментом простонародным, ярмарочным и трактирным и предпочитали использовать виолу, звучащую мягче, как бы приглушённее. И только в XVIII веке, когда музыка из гостиных перешла в концертные залы и на большую оперную сцену, скрипка окончательно вытеснила виолу ренессансных времен.
* Занятия скрипкой отлично развивают мозги. Играя на скрипке какую-нибудь (даже самую простую) пьесу, человек может случайно решить некую сложную интеллектуальную задачу, на первый взгляд никак не относящуюся к скрипке и вообще к музыке. Дело в том, что игра на скрипке стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение). Не зря многие выдающиеся «умы» любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте.
* Самый известный физик - Альберт Эйнштейн - был страстным скрипачом. Значение этих скрипичных занятий, на первый взгляд не связанных с идеями и теориями Эйнштейна, огромно; мы просто не можем оценить его как следует, потому что наши знания в том, что касается связи вещей друг с другом, пока ограничены. Но уже сейчас говорят о том, как скрипичный способ мышления повлиял на то, как Эйнштейн действовал в науке; сам учёный не раз повторял: лучший способ объяснять физику - делать это, пользуясь терминами из мира музыки.
* В балканских странах и Молдове скрипка по-прежнему считается народным инструментом.
* Скрипач из города Гуанчжоу, расположенном в южном Китае, установил новый рекорд создав мини-скрипку длиной 1 см, которую он сделал после семи лет тяжёлой работы.
* Антонио Страдивари начал учиться у знаменитого мастера Николо Амати в двенадцать лет, а уже в тринадцать изготовил свою первую скрипку. Последнюю скрипку мастер сделал незадолго до смерти - в девяносто три года. Всего Страдивари изготовил 1500 инструментов.
* Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются от друг от друга, а в целом получается красивая мелодия.
* Самые дорогие скрипки в мире - это инструменты работы Страдивари конца 17 - начала 18 века, якобы звучащие лучше всех остальных скрипок благодаря неразгаданному до сих пор секрету мастера. Однако в 2010 году это предубеждение было опровергнуто в ходе эксперимента, в котором 21 профессиональный скрипач методом двойного слепого тестирования исследовал 3 современных скрипки и 3 старых инструмента - 2 работы Страдивари и ещё один работы Гварнери. Большинство музыкантов, участвующих в эксперименте, не смогли отличить старые скрипки от новых. Более того, наилучшим качеством звучания обладают, как выяснилось в результате тестирования, инструменты живущих ныне мастеров, в то время как более чем в сто раз дорогие скрипки Страдивари заняли два последних места.
* Эйнштейн любил играть на скрипке и однажды принял участие в благотворительном концерте в Германии. Восхищённый его игрой местный журналист узнал имя «артиста» и на следующий день опубликовал в газете заметку о выступлении великого музыканта, несравненного виртуоза-скрипача, Альберта Эйнштейна. Тот сохранил эту заметку себе и с гордостью показывал её знакомым, говоря, что он на самом деле знаменитый скрипач, а не учёный.
* Один из лучших скрипачей американец Джошуа Белл 12 января 2007 года согласился принять участие в эксперименте - утром на протяжении 45 минут он играл в вестибюле станции метро под видом обычного уличного музыканта. Из тысячи прошедших мимо людей только семеро заинтересовались музыкой.