Зимние праздники в доме Романовых
Говорят, что ёлки в России появились благодаря Петру Великому. На самом деле, хоть мы действительно обязаны этому императору празднованием Нового года, это была ещё совсем не та ёлка, к которой мы привыкли.
С 1700 года по его указу в России эту ночь празднуют, как в Европе. Указ гласил:
«В знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви… по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чину перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…»
Так что речь шла всего-навсего о венках и всяких гирляндах.
Подарок от дочери кайзера
А первая русская праздничная ёлка, как свидетельствуют историки быта, была установлена в России в 1817 году. Её устроила великая княгиня Александра Фёдоровна, жена будущего императора Николая I и дочь кайзера Фридриха Вильгельма III.
Будущая императрица ввела этот праздник, памятуя о собственном детстве в Германии, где этот обычай существовал с незапамятных, ещё языческих времен.
Дочь Александры Фёдоровны и Николая I, великая княжна Ольга, королева Вюртембергская, в своих воспоминаниях «Сон юности» рассказывает о традиции зимних торжеств в императорской семье. Новогодние праздники включали Рождество, Святки, Новый год, Крещение. Все катались на коньках, на санках, строили ледовые городки, шили маскарадные костюмы. Ёлок во дворце наряжалось несколько сразу - для каждого члена семьи.
Готовились и раскладывались на столах подарки. Конечно же, среди них были разнообразные игрушки, а также книги, наряды, украшения, картины и многое другое. Ольга Николаевна однажды получила на Новый год замечательный рояль. Мальчиков ожидали военные игрушки - солдатики, сабли и ружья, а также мундирчики их полков. Как-то среди других подарков наследник Николая I получил от отца бюст императора Петра Великого, которого он считал образцом для подражания.
Император любил получать от своих детей подарки, изготовленные ими собственноручно, а покупных и дорогих презентов он не жаловал. Дети дарили друг другу небольшие сувениры, купленные на собственные сбережения. Подарками оделялись и придворные. Для них устраивалась особая лотерея, к которой заранее подготавливались билетики. Часто дарились предметы, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе.
Игры и маскарады
В последний день старого года во дворец, как вспоминала дочь императора, «неизменно приезжал митрополит Серафим с монахами Александро-Невской лавры, певшими… чудесное славословие». Затем император с императрицей собственноручно подносили им угощение.
А ещё Александра Фёдоровна в новогодние дни любила устраивать традиционный для Западной Европы праздник «бобового короля». Своими корнями он восходит к легенде о поклонении королей младенцу Христу. В пирог запекался боб, и тот, кому он доставался, становился королём праздника. Король выбирал себе королеву, и на короткий миг они распоряжались всем окружающим. Великая княжна Ольга описывает один из таких «бобовых праздников», когда был устроен китайский маскарад. Все присутствующие надели китайские костюмы. Сам император был в наряде мандарина, «с искусственным толстым животом, в розовой шапочке, с висящей косой на голове. Он был совершенно неузнаваем».
Николай I вообще не боялся выступить в неожиданном виде. Например, в мае 1842 года, в честь 25-летней годовщины своей свадьбы с Александрой Фёдоровной, он устроил «Царскосельскую карусель». Слово «карусель» тут используется не в том смысле, как мы привыкли: раньше так называли рыцарские «дефиле», во время которых закованные в доспехи воины, двигаясь по кругу, демонстрировали свои навыки владения оружием. На этот праздник собралась почти вся огромная семья. Для всех пошили средневековые костюмы. Императрица выступала в образе Прекрасной Дамы, а император щеголял сверкающими доспехами.
Образец для подражания
Но для царских особ праздники никогда не ограничивались лишь семейными рамками. Важнейшую роль в существовании института верховной власти всегда играли ритуалы. Церемонию новогодних поздравлений в 1837 году описывает американский посланник при российском императорском дворе Джордж Даллас (будущий вице-президент, в честь которого назовут столицу Техаса).
Это было воистину великолепное зрелище. Для поздравления государя и его семейства во дворец съезжались все придворные, «целый цветник фрейлин в богатых и великолепных национальных костюмах, камер-юнкеры в шитых золотом мундирах, белых лосинах, чулках и башмаках, богато разодетые сановники, важные гражданские чиновники. Хотя императрица Александра Фёдоровна не отличалась крепким здоровьем, она должна была отстоять всю церемонию от начала до конца. Беседуя с посланником, императрица заметила: «По утвердившемуся обычаю мне приходится поздороваться и поговорить почти с четырьмя тысячами человек».
Примеру коронованных особ спешили следовать многие, и обычай украшать ёлку под Рождество постепенно распространялся среди дворянства. Ёлки наряжали в общественных местах - в Дворянских собраниях, клубах и театрах.
Интересно, что детище императорской семьи - институты благородных девиц - очень рано восприняли этот чудесный обычай, вместе со всеми сопутствующими радостями: маскарадами, балами, самодельными подарками. Кстати, первый из них, Смольный, в 1764 году основала другая немецкая принцесса - Екатерина Великая. В помещичьем обиходе ёлка утверждалась на протяжении всей второй половины XIX века. Распространению традиции способствовали дочери дворян, возвращавшиеся в свои семьи после институтов. Тема волшебного Рождества проникала в сознание и благодаря музыке, например «Щелкунчику» Чайковского…
Европа отстанет
Интересно, что в распространении моды на ёлку Россия даже была впереди всей Европы. Традиция шагнула из Германии в Англию только в 1848 году, вместе с немецким мужем королевы Виктории - принцем Альбертом. В том году гравюра, на которой была изображена королевская семья, собравшаяся вокруг рождественского дерева в Виндзорском замке, появилась в газете The Illustrated London News. И после этого англичане с радостью подхватили новый обычай.
А с многочисленными детьми Виктории и Альберта, которые выросли и породнились со всеми монаршими домами Европы, об этом прекрасном обычае узнали везде. Рождественские ёлки стали зажигаться по всем краям континента. Наконец, Европа догнала Россию.