С давних времен люди жаждали хлеба и зрелищ. И сегодня потребности публики не изменились. Правда, удивить современного зрителя стало ой как сложно. Избалованная мы публика, согласитесь. А как обстояло дело во времена композиторов-классиков?
Раньше на концерты классической музыки ходили, как мы сегодня на рок, поп или джазовые концерты. И в те времена были звезды и их фанаты. Были и нешуточные страсти-мордасти - как в личной жизни звезд, так и на сцене.
Ну, а какими талантливыми шоуменами были композиторы-классики! Кажется, что именно им были открыты секреты всемогущего пиара…
«Рыжий поп»
Так, великий Антонио Вивальди устроил настоящее шоу в самой церкви посреди мессы. Дело в том, что в то время Антонио работал священником. «Рыжий поп» - так его называли тогда. Но с профессией он явно ошибся.
Случилось, что во время большого церковного праздника Антонио вдруг придумал хит. (Вот что означает отвлекаться на работе). Не раздумывая, он покидает рабочее место у алтаря и на глазах обомлевшего начальства бежит записывать свой шедевр. Конечно, был жуткий скандал. Инквизиция устроила суд, но вместо того, чтобы отправить Антонио на костер, все отнеслись с пониманием к гению. Святая инквизиция и понимание, ну не чудо ли? Вивальди отделался легким испугом. Его всего лишь лишили церковного сана.
Рыжий поп исчез - и появился маэстро женской консерватории «Пиета». До конца своей жизни он продолжал устраивать шоу, ставшие известными во всей Европе. Антонио написал огромное количество шедевров, благо никто ему уже не мешал.
Шоу долой!
Вот Георга Генделя шоу не просто не интересовали. Он даже страшно раздражался, если что-либо мешало исполнению его произведений! Но эксцентричное поведение самого композитора было ну очень зрелищным.
Дирижируя оркестром, он мог сильно разнервничаться из-за какой-нибудь помехи. Невзирая на публику, Гендель начинал яростно швырять инструменты куда попало и в кого попало, после чего в ярости покидал сцену. А сама публика была очень даже довольна, ведь она получила то, зачем пришла! Шоу удалось!
Укрощение строптивой
Певица Куццони не уступала Генделю в строптивости характера. Как-то она заявила, что желает петь арию композитора по-своему. Куццони имела наглость настаивать на своем, несмотря на уговоры. Конечно, Георг Гендель взорвался: «Вы дьявол в женском обличье!» - истошно закричал он. - «А я тогда сам Вельзевул, князь всех чертей»!
С этими словами он схватил перепуганную певицу и потащил к окну, на полном серьезе собираясь выкинуть из него надоевшую ему даму. И если бы не подоспели другие музыканты, с трудом вырвавшие жертву из цепких рук композитора, кто знает, чем бы дело закончилось. Зато певица стала шелковой. Спела послушно арию, как было ей велено, и сорвала громкие аплодисменты публики.
Ну и кто кого?
Известен случай, когда Генделя пригласили выступить на грандиозном королевском пиршестве. Гендель сочинил по такому случаю «Музыку для королевского фейерверка». Все было замечательно. Маэстро дирижировал оркестром, публика восхищалась дивными звуками. Но тут пришло время для шоу. В небе взорвался фейерверк, который так поспешно воспел в своей музыке Гендель.
То, что взрывы петард перекрывали звуки его шедевра - это были еще цветочки. Ягодки начались тогда, когда некоторые петарды начали падать на саму сцену, изрыгая огонь и обещая сжечь тут всё и вся. Конечно же, началась паника. Публика ринулась во все стороны. Но Гендель, хотя и позеленел от злости, упрямо продолжал дирижировать испуганным оркестром. И как сам композитор не взорвался в ту минуту? Какое феерическое шоу!
Гениальные ноги
Чем завлекал публику гениальный Иоганн Себастьян Бах? Конечно же, своими ногами. Спешу объяснить.
Когда люди шли в церковь, где работал органистом Бах, они говорили: «Идем посмотреть на человека с летающими ногами». Бах обладал высококлассной техникой игры на органе. С огромной скоростью бегали по клавишам пальцы его рук. А что выделывали его ноги! Он так выплясывал на клавиатуре для ног, что людям, взирающим на возвышенное место органиста, казалось, что машет Иоганн ногами, как крыльями. Вот это зрелище!
Один почитатель стал восхищаться мастерством композитора. Прервав его, Бах с раздражением ответил: «Да ничего удивительного в моей игре нет. Надо только своевременно нажимать нужные клавиши, а все остальное сделает сам орган!»
Но, к чести поклонников, их привлекали не только ноги исполнителя. Они восхищались и гениальной музыкой автора. Если кому-либо вдруг во время звучания органа хотелось пошептаться о своем, на него спешили шикнуть: «Не мешай Баху разговаривать с Богом».
Вот какой величественной и благородной является музыка Иоганна Себастьяна Баха.
«Любимец Бога»
О гениальном маленьком Моцарте гудела вся Европа. И было из-за чего! Отец Вольфанга, Леопольд Моцарт, в лучших традициях имиджмейкеров рекламировал сына как феномен природы. Афиши призывали не только любителей музыки посетить концерт, но и работников умственного труда - деятелей науки, прийти и лично убедиться в феноменальности мальчика.
А маленький Моцарт действительно был чудом и чудеса совершал. Играл на клавесине с листа сложнейшие произведения. А хотите вслепую с завязанными глазами? Тоже без проблем. Он запросто мог на ходу усовершенствовать заданную зрителями мелодию или даже с ходу сочинить музыкальный хит. Такую скорость в написании музыки Моцарт сохранил на протяжении, увы, недолгой своей жизни.
Амадеус (лат. сл. «возлюбленный Богом») - так называли Моцарта. Сам же гений скромно отвечал: «О, я просто Вольфанг».
Соглашусь с теми, кто утверждает, что рок-звезды пошли вовсе и не от короля рок-н-ролла Элвиса Пресли. Самые первые суперзвезды зажглись и ярко светили на музыкальном небосклоне еще в 19 веке. Кто были эти герои?
«Дьявол» со скрипкой
Николо Паганини по праву получил звание лучшего скрипача в мире. Скрипка в его руках вытворяла невероятные штуки. Он играл то, что, считалось, невозможно было сыграть. Его темперамент не выдерживали струны нежного инструмента. Считается, что сам Николо подпиливал струны своей скрипки перед выступлением. И все ради шоу, и какого!
Когда в кульминационный момент струна с пронизывающим звуком рвалась, сердца слушателей тоже обрывались. Паганини же, как ни в чем не бывало, виртуозно заканчивал игру на оставшихся струнах. Как-то прослушав его «Дуэт для двух влюбленных» (это произведение исполнялось на двух струнах), одна дама укорила маэстро, что, мол, сложно будет иным музыкантам превзойти его. «Им только и остается, что сыграть на одной струне», - предположила она. Николо тут же воодушевился такой идеей и на следующем концерте уже выпиливал музыкальные узоры на осиротевшей струне. Ну, никаких шансов конкурентам!
Подпиливание струн было не единственным ноу-хау композитора. Он также любил напустить страх на своих почитателей. Концертный зал по его просьбе был погружен в потемки. Это мрачное освещение усиливало впечатление от его зловещей музыки. Действие на слушателей этим оказывалось потрясающее. Как мужчины, так и женщины массово падали в обморок, не выдерживая такого напряжения. Мэрилин Мэнсон, завидуй!
А в эпатажности Николо просто не было равных. Худой, бледный и мрачный. Крючковатый нос, длинные пальцы, взлохмаченная копна волос, горящие черные глаза. «На черта похож», - косились на Паганини окружающие. Этот дьявольский портрет удачно дополнял развивающийся черный плащ и длиннющий шарф. С такой живописной внешностью хоть сейчас отправляйся на экраны Голливудского ужастика.
Имидж Паганини рождал невероятные истории о нем. Очень многие не сомневались в том, что музыкант продал душу дьяволу, является убийцей собственной жены и еще кучи народа. А так искусно играть он научился, конечно, в тюрьме, где же еще?
Но такие слухи только прибавляли ему популярности. «Паганини - гений, и неважно, ангел он или демон», - писали газеты. Не у Николо ли учились сегодняшние пиарщики?
И чем не Элвис?
Венгерский композитор Ференц Лист был настоящей суперзвездой. Он считался одним из лучших пианистов Европы своего времени. Слава звездам тех времен доставалась не просто так! Это были мастера высочайшего класса! Но и Лист понимал, что для успеха одного таланта маловато будет. Поэтому свои концерты композитор превращал в яркие, будоражащие публику шоу.
«Хотите зрелищ? Нате вам зрелище!»
Выступление Ференца начиналось еще до того, как он садился за инструмент. И начиналось оно с того, что Лист, гипнотизируя публику, медленно снимал перчатки, разрывая их по швам. Этот маневр уже подводил публику к состоянию, близкому к экстазу. Ну, а сама виртуозная игра музыканта просто добивала зрителя.
Лист так энергично долбил по клавишам рояля, что у инструмента рвались струны (не у Поганини ли стащил приемчик?). Следуя замыслу, Лист быстро пересаживался за запасной рояль, уже заранее подготовленный и ожидавший своей очереди на сцене. Столько сил вкладывал композитор в свое выступление, такую колоссальную энергию отдавал, что сам терял сознание за компанию с публикой. В этом Лист, конечно же, превзошел Паганини.
Ну, а своим фан-клубом композитор мог действительно гордиться. Армия поклонниц просто забрасывала своего кумира письмами, умоляя подарить локон своих волос. Ференц даже был вынужден завести собаку и, состригая с нее клочки шерсти, щедро раздаривал почитательницам.
Поклонницы Листа частенько устраивали и потасовки между собою. Так, графиня Мари д`Агу не постеснялась вцепиться в волосы своей соперницы Жорж Санд, а та, в свою очередь, тоже не лыком шита. Словом, графине досталось не меньше. Сам же Ференц предусмотрительно ретировался в соседнюю комнату и весь в расстроенных чувствах переживал за исход этого поединка.
И кто после такого посмеет заявить, что классика - это скучно?
«Фантазия и искусство - неотделимы». (Ференц Лист).