Приверженцы прогрессивного рока парировали больше поношений, чем любители любого другого рок-жанра. Чистопородные рокеры презирают его за отсутствие базовых и попсовых элементов рока, мастера классической и серьезной музыки считают его слишком простым и незаслуживающим внимания.
Новоявленные панки и новые колеблющиеся подвешивали его в качестве мишени, описывали его как воплощение самодовольного динозавра (в те дни, когда Джон Лайдон присоединился к «Sex Pistols» как гласит легенда, он был одет в расписанную футболку с логотипом «Я ненавижу «Pink Floyd»). Тем не менее, прогрессивный рок был одним из определяющих стилей рока 70-х. Длинные и массивные произведения-сюиты с переменным ритмом и переходами в другие тональности, виртуозный мультиинструментализм стали неотъемлемыми атрибутами этого жанра.
Прогрессивный рок пришел во многих формах и масштабах, и это может быть достаточно вольно определено как музыка, которая пыталась объединить рок и психеделию с классическими, симфоническими и литературными элементами. Большинство музыкальных коллективов широко использовали инструментальную виртуозность, в большом почете использование клавиатуры, а использование синтезатора гораздо шире, чем у типичных рок-групп. Электрические гитары были также очень важны; иногда «сражаясь» с клавиатурой, иногда выделяясь для высоких, длительных соло самостоятельно. Лирика. Прог-рокеры не забывают темы любви в своих произведениях, но, как правило, больше озабочены весомыми философскими вопросами, которые часто под влиянием психоделических веществ трансформировались в фантастику, фэнтези, а иногда и в эпическом масштабе. Практически все основные прог-рок-группы были английского происхождения, и лишь некоторые родом из Европейского континента.
Прогрессивный рок - иногда называют «арт-рок» - черпает свои истоки в британской психоделической сцене конца 60-х годов. «The Moody Blues» были первой группой, попытавшейся объединить рок с классической симфонической музыкой на их альбоме 1967 года «Days of Future Passed». В последующих альбомах, они обошлись без фактического оркестра и использовали синтезаторы и сложные методы студийной звукозаписи, чтобы создать симфоническое звучание самостоятельно. Немного групп пережили столько же бешеной лести и оскорбительной критики, как «The Moody Blues»; несомненно, претенциозные, они были также одним из самых заразительно-мелодических явлений прогрессивного рока.
Очень популярны были «Pink Floyd», которые чаще обращаются к серьезным музыкальным темам после ухода своего первоначального лидера (Сид Барретт покинул коллектив в начале 1968 года, и многие думали, что группа задохнется с потерей их оригинального композитора, гитариста и певца, чья прихоть вложила неповторимый смысл в дебют группы 1967 года «Piper at the Gates of Dawn» - один из величайших психоделических рок-альбомов). Впоследствии «Pink Floyd» удивил своих критиков, создав монументальные панно с более длительным и просторным для экспериментов эпосом. В то же время большой международный прорыв был в 1973 - «Dark Side of the Moon». Этот альбом остается одним из самых продаваемых альбомов всех времен. В их ранних альбомах содержатся некоторые из самых оригинальных работ, и группа никогда полностью не теряла из виду своих поп-блюзовых корней.
Другими ключевыми британскими группами конца 60-х были «Soft Machine», которые широко интерпретировали джаз в своем психоделическом хард-роке; «Procol Harum», использовавшими многослойные клавишные, мелодии с сильным эхо классической музыки, и глубокими литературными текстами Кит Рида; «Nice», показавший виртуозный, классический стиль клавиатуры Кейта Эмерсона и яркое зрелище; «The Pretty Things», чья рок-опера предшествовала примерно за год «the Who»; и «Jethro Tull» их ранняя смесь блюз-рока и джаза от Раса Роленда Кирка вскоре превратилась в неисповедимые альбомы длинных эпических поэм с сильными оттенками традиционной английской народной музыки.
Для многих поклонников, первой настоящей группой прогрессивного рока была «King Crimson», дебют которой в 1969 был новаторским синтезом величавой виртуозности и ожесточенных гитар и меллотронов. Хотя некоторые критики будут категорически несогласны, ранние рецензенты часто сравнивают первый состав «King Crimson» с аналогичными мелодическими и мелотронными экскурсиями ранних «The Moody Blues». С гитаристом Роберт Фриппом у руля, группа пережила несколько быстрых изменений персонала и стала менее песенно-ориентированной, увеличив внимание опусам инструментальной виртуозности и плотному вызывающему материалу с сильным воздействием джаза и авангарда.
Уже в начале 1970 г. поразительно формирование подразделений в рамках школы прогрессивного рока. Некоторые из наиболее достойных уважения течений группируются вокруг знамени звука «Кентербери» (Кентерберийская школа прог-рока) возглавляемая «Soft Machine». К школе также причисляют «Caravan», «Hatfield & the North», «Matching Mole», «Gong» и сольные работы эксучастников группы (Robert Wyatt и Kevin Ayers), яркие работы которых достигли самых коммерчески успешных показателей жанра.
В то время как эти течения, получали похвалу от критиков, «Emerson, Lake & Palmer», «Yes», «Pink Floyd», «Jethro Tull» и «Genesis» записывали серьезные концерты. В то время как «Pink Floyd» использует экономически оправданное вылизывание собственного эпоса, другие звезды, как правило, размахивают кричащими инструментальными пассажами от гитарных и клавишных героев, таких как Стив Хоу, Рик Уэйкман и Кит Эмерсон. Вся значительная их напыщенность не смогла замаскировать неординарное композиционное построение и изумительно созданные инструментальные рифы, которые масса поклонников сочла наиболее приемлемыми.
Достаточно изучив арт-рок, критики зарезервировали оптимистичную долю энтузиазма по отношению к «Roxy Music», чей ироничный поп был со вкусом взбудоражен синтезаторными взрывами от Brian Eno. Через некоторое время В. Eno сосредоточился на сольной карьере и записал более абстрактные, и более инструментальные, рок-ориентированные композиции, которые считаются одними из самых уважаемых арт-рок и авангард-рок записями всех времен. Brian Eno оставит рок к концу 70-х годов, чтобы сосредоточиться на современной композиции (он продолжает работать со многими исполнителями в качестве продюсера).
В то время существовало значительное крыло прогрессивного рока, отдававшее преимущество инструментальной составляющей. Неудивительно, что многие из этих коллективов пришли с европейского континента, и использовали инструментальный формат, как способ обойти свое ограниченное понимание английского языка. Германский «Kraftwerk», неожиданно ворвавшийся в середине 70-х, со своим предчувствием, электронными текстурами, а также вкупе с подобными немецкими группами, такими как «Can», «Amon Duul», «Faust» и «Tangerine Dream», привели к школе «Kraut рок» (как окрестили таковой в Англии), и имели в продолжение нескольких лет значительное влияние на новую волну. Голландский «Focus» показывая мастерство гитары Яна Аккермана, греческая команда «Aphrodite's Child» и итальянская «PFM» также совершали международные концертные туры, похожие на набеги. Майк Олдфилд (который играл на гитаре с Кевином Айерсом) имел огромный международный успех с инструментальной сюитой «Tubular Bells».
Влияние прогрессивного рока снизилось с середины 70-х годов. Панк новой волны и взрывы дискотек были для серьезной музыки негативными факторами, но что более важно, много течений распалось, переехали в сторону более поп-ориентированного тарифа, или просто музыканты поодиночке сосредотачивались на сольных проектах. Такие группы, как «Electric Light Orchestra», «Boston», «Foreigner», «Journey», «Asia», «Kansas» и «Supertramp» стал бешено популярным путем включения ярчайших атрибутов прогрессивного рока в их брендовый мейнстрим поп-рока.
Через модифицированную симфоническую призму, такие группы, как «The Moody Blues» и «Pink Floyd» остаются суперзвездами концертных достопримечательностей и бьют рекорды продаж, когда они собираются для работы в студии или отправляются в концертный путь, как и разбросанные по широкому руслу арт-искусства современные группы, такие как «Marillion», неукоснительно следующие исходному прог-рок идеалу. С другой стороны спектра Фред Фрит, Генри Кайзер, Роберт Фрипп приняли прогрессивный рок в более авангардном обличии, чем он когда-либо осмелился красоваться в период своего расцвета. И нет сомнений, что возвышенные амплитуды таких исполнителей, как «The Who», «Led Zeppelin», «The Mothers of Invention», «Peter Gabriel» и «David Bowie» не малым обязаны лучшим проявлениям прогрессивного рока.