Джаз когда-то был легкой танцевальной музыкой. Но пришли талантливые техничные музыканты. Им захотелось подняться над толпой, проявить свою индивидуальность, и джаз стал музыкой элитарной. Не только для исполнителей, но и для слушателей.

Однако прихотливые извивы мелодических линий привлекают очень многих. Струящиеся соло порой хочется слушать и слушать. Настоящий мастер может держать в напряжении огромный зал в течение продолжительного времени. Так что мы можем услышать в джазе?

Мелодия

Мелодия джазовой темы, мелодия соло. Это главное. Их рисунок в первую очередь привлекает наше внимание. Если начать слушать джаз после тренировки только на классической музыке, то иная джазовая мелодия может показаться странной. И это нормально. В джазе, хоть он и развивается по общепринятым музыкальным законам, принципы мелодизма немного отличаются от классических. К ним надо просто привыкнуть. Ведь главное в музыке - узнавание. Узнавание знакомой мелодии, гармонического хода (последовательности аккордов), узнавание отдельных мелодических отрезков (попевок).

Мелодии джаза соответствуют определенному стилю. За всю историю их было выработано много. Однако есть так называемый мейнстрим, который развивается непрерывно. В него входит много стилей, но у них всех сходный мелодизм и принципы формирования композиции.

Стилей существует огромное количество, однако между ними проходит четкая граница. Она пролегла в 40-е годы на стиле би-боп. Тогда появились современные характеристики всего нынешнего мейнстрима. Поэтому «привыкать» к мелодизму надо в соответствии с выбранным стилем.

Существующие виды

Виды джазовых композиций с точки зрения слушателя бывают нескольких типов.

Во-первых, самый распространенный вид - исполнительский. Это интерпретация существующей темы конкретным исполнителем, в сопровождении ансамбля или сольно (чаще на фортепиано). После изложения темы каждый из музыкантов по очереди исполняет соло. Соло может носить импровизационный характер, а может быть написано заранее и просто исполнено.

Во-вторых, композиторский. Композитор пишет новую тему. Она может сопровождаться дополнительными соло, а может существовать сама по себе. Исполнять может самостоятельно или поручать кому-то.

В-третьих, аранжировка. Скорее это относится к исполнению музыки биг-бендом. Аранжировка для конкретного состава исполнителей делается обычно руководителем ансамбля, который по совместительству является композитором.

Смесью второго и третьего вида является симфо-джаз. Его яркий представитель - Дж. Гершвин. Крупные джазовые композиции исполняются симфоническим оркестром.

Темы

Темы для исполнения пишутся композиторами. Существует большое число так называемых стандартов. Они написаны много лет назад, и каждый джазист должен знать пару сотен таких тем.

Тема обычно исполняется не совсем в том виде, как она была написана. Это всегда интерпретация солиста-исполнителя или аранжировщика биг-бенда. Бывает так, что узнать тему не всегда можно сразу. Тема в первом изложении (перед соло) может приближаться сразу к соло.

Темы, написанные давно, отличаются по мелодизму от принятой практики для современных соло.

Для того, чтобы хорошо ориентироваться в темах и узнавать их, необходимо много слушать хороших исполнителей полюбившегося стиля. Зная нотную грамоту, можно приобрести сборники соответствующих тем и изучать их по нотам.

Темы могут быть совсем из другой «оперы». Например, Дюк Эллингтон аранжировал «Щелкунчика» Чайковского.

Тема всегда сопровождается гармонией. Гармония - это аккорды, которые пишутся в буквенно-цифровом виде обычно рядом с нотной строкой. Но это может быть и прописанный нотами аккомпанемент. Последнее чаще относится к композиторскому джазу. Последовательности аккордов конкретной темы также надо запоминать. Иначе будет непонятно соло, следующее за темой. Конечно, желательно иметь и развивать так называемый гармонический слух (умение распознавать аккорды).

После соло всех исполнителей обычно вновь звучит тема в первоначальном изложении.

Некоторые известные музыканты после проведения первоначальной темы в финале позволяют себе играть свободную импровизацию в совершенном одиночестве. От первоначальной темы может остаться только общее настроение, а то и вообще ничего.

Музыкальная форма

Для полного понимания, что происходит с темой во время исполнения, необходимо познакомиться с музыкальной формой.

Чаще всего джазовое исполнение с точки зрения теории является вариационной формой. Она характерна и для народной музыки, и для классики. В варианте, применяемом в джазе, она предполагает сохранение гармонии. В отношении мелодии может быть принято несколько разных вариантов. Чаще всего это обыгрывание аккордов. В ранних формах джаза оно производилось простым перебором нот аккордов в различных комбинациях. Сегодня существуют разные принципы перевода аккорда в мелодию. В каждом стиле могут быть свои особенности.

Существует также своеобразное соревнование исполнителей. Один исполнитель начинает музыкальную фразу, другой ее заканчивает. Потом они меняются ролями.

Композиторский джаз может представлять собой какую угодно форму, вплоть до такой крупной, как опера «Порги и Бесс» Дж.Гершвина. Из этой оперы многие исполнители берут отдельные темы для своих выступлений.

Соло

После изложения темы исполнители по очереди начинают солировать. Такие соло могут быть или чисто импровизационными, или хорошо подготовленными. В любом случае мелодия соло строится по принципам принятого стиля исполнения. В каждом соло полностью сохраняется количество тактов и аккордов темы.

Часто при построении соло используются общепринятые мелодические ходы. Таких ходов существует огромное количество. Композиторы называют все их многообразие языком джаза (а вернее его «словами», так как в язык входит еще и гармония). Изучать их надо, слушая соло великих исполнителей.

Кроме общепринятых хороший исполнитель придумывает и свои новые «слова». Они вполне могут потом войти в «словарь» джаза. Он, собственно, так и формировался.

В старых формах традиционного джаза существовала групповая импровизация, когда каждый исполнитель в группе обыгрывал аккорды по-своему.

В некоторых случаях мелодический ход в соло может оказаться целой фразой, взятой из какого-либо стандарта. Это называется цитатой. При хорошем знании тем такие цитаты узнаются легко и быстро.

В наиболее редком случае соло исполнителя может представлять собой результат так называемой тематической работы. Это вариационное развитие самой темы. При этом тема может дробиться на отрезки и изменяться по определенным законам, родственным классической музыке. Может происходить смещение отрезков темы на другие позиции, растяжение во времени и проч.

Иногда в такую тему незаметно вплетается совершенно другая. И это уже не цитата. Это развитие темы. Вплетение такой темы может иметь целью породить у слушателя какие-либо ассоциации, а не просто воздействовать на его эмоции. Вплетаемая тема может быть очень далекой от джаза. Это может быть народная песня или тема из Моцарта. Все зависит от вкуса исполнителя.

Заключение

Из всего вышесказанного понятно, что основным в понимании джаза является знание исполняемых тем. Но не последнюю роль играет и знание «языка» джаза, его мелодических ходов и последовательностей аккордов.

И конечно же, общая музыкальная культура. Немного Моцарта, Чайковского, Дебюсси, Стравинского. Больше читать о любимых авторах и исполнителях. Уметь различать голоса инструментов, различать составы исполнителей (малый, биг-бенд, симфонический оркестр).

Слушайте больше музыки, хорошей музыки!