В XIX веке мужчины разглядывали черно-белые порнографические фотографии с женщинами, стыдливо отводившими глаза от фотографа. «Сексуальная революция» 60−70-х годов ХХ века привела к появлению множества журналов для мужчин с изобилием обнаженных женских тел. Но существовал и переходный этап, жанр журнальной иллюстрации - pin-up.

В 30-х годах ХХ века на обложках американских журналов стали появляться нарисованные красотки в развевающихся платьях, с оголенными ногами и соскальзывающими с плеч лифами. Большего американская мораль не позволяла, но большего и не требовалось: журналы, в которых, к слову, красавицы на обложках не имели ничего общего с содержанием, пользовались огромной популярностью.

Вскоре их стали раскупать не столько из-за содержания, сколько из-за самих обложек, которыми дальнобойщики и холостяки обклеивали свои жилища и кабины автомобилей. Задорных куколок с журнальных обложек в юбках, застигнутых врасплох порывом ветра, в просвечивающих пеньюарах, в наброшенных в последний момент полотенцах стали называть Pin-up Girls («to pin up» - прикалывать, прикреплять к стене). Обнаружив, что мужскую аудиторию интересует, прежде всего, не печатный текст, а ножки в чулках с подвязками, издатели стали нашпиговывать свои журналы изображениями белозубых красоток. Больше того, появились журналы, которые специализировались именно на таких иллюстрациях («Beauty Parade», «Whisper», «Flirt»).

Непременным условием pin-up была естественность ситуации и намек: главное осталось за кадром. Это заставляло работать воображение. Один из лучших художников pin-up - Джил Элвгрен - довел до совершенства этот прием, на котором ныне построена вся эротика Голливуда.

В годы Второй мировой кокетливые соблазнительницы украшали борта самолетов и гильзы снарядов, а в кармане у любого американского солдата лежала зажигалка Zippo с их изображением. Американское правительство в целях поддержания в оторванных от дома солдатах гетеросексуальных намерений поощряло выпуск журналов, открыток и календарей с эротическим подтекстом.

Поскольку в то время различия между порнографией и эротикой никто не делал, да и слова такого - «эротика» - еще не придумали, то все эту продукцию можно было смело относить в разряд порно. Разумеется, как и всё прочее в нашем лучшем из миров, эта порнография была относительной.

Девушки на картинках не были дамами полусвета, эдакие «соседские девчонки», они не оголяли срамные места, а вполне целомудренно, особенно по сегодняшним меркам, съезжали по перилам в ночных сорочках, лазили по пальмам и сверху бросались кокосами, в легкомысленных передничках подметали пол и склонялись над кастрюлями, помешивая какие-нибудь полуфабрикаты.

Мы из Pin-Up

В 50-х улыбки нарисованных кокеток становились все более зазывными, позы - более откровенными, а одежда больше открывала тело, чем прикрывала, если вообще присутствовала. На это время и выпал пик популярности Бетти Пейдж.

Лучшие модели, позировавшие для журналов, назывались The Great American Pin-up Girls и становились настоящими звездами. Без Бетти Пейдж, этой длинноволосой брюнетки с ее фирменной прической, весь pin-up немыслим - недаром она удостоилась титула «Pin-up на все времена». В течение семи лет она правила балом фетишистов, оттеснив традиционно-приторных блондинок. Из простой модели Бетти превратилась в поистине культовую фигуру американской и западноевропейской культуры 50-х годов: подпольным образом продавались брошюры с описанием ее любовных похождений, вышли любительские короткометражки, в которых она в сапогах на шнуровке и с плетью в руках показывала связанным мужчинам, кто в доме хозяин.

В середине 50-х, во время президентских выборов, один из кандидатов в президенты выдвинул лозунг борьбы с порнографией. На сенатских слушаниях Бетти Пейдж обвинили в растлении молодежи и чуть ли не в развращении духа нации, после чего она ударилась в христианство и ушла в монастырь. Интерес к ней возродился в 70-х - вместе с началом эпохи порно - и с тех пор не угасает (в 2005 году вышел фильм «Непристойная Бетти Пейдж»).

В стройных рядах стройных звезд Pin-up Girls блистала и Мэрилин Монро, чьи дела в кино в начале 50-х шли из рук вон плохо. Настолько плохо, что ей приходилось сниматься в таких вот сомнительных журналах. Однажды ее изображение pin-up попалось на глаза фотографу Хью Хефнеру, задумавшему издавать свой собственный журнал - «Playboy». Моделью для первого номера журнала, увидевшего свет в декабре 1953 году, он выбрал понравившуюся ему Мэрилин. На этом первом номере не было даже указано, что это первый номер, поскольку надежда на издание второго и последующих номеров теплилась слабо. Однако невероятный успех «пробного шара» определил дальнейшую судьбу журнала.

Хефнер решил вдохнуть новую жизнь в однообразный и уже отживавший свое pin-up. Соединив вычурность и кокетство pin-up с обнажением женского тела, он создал свой стиль, стиль playboy. За «Playboy» последовал выход ряда других журналов для мужчин. Изображения жеманниц в старомодных купальниках уступили место фотографиям голых тел. То, что шокировало в 50-х, в сексуально раскрепощенных 70-х могло вызвать лишь снисходительную улыбку.

Клич свободной любви, брошенный хиппи и с энтузиазмом подхваченный всем миром, сделал свое дело.