14 января исполняется 176 лет со дня рождения французской художницы Берты Моризо, которую называют музой импрессионизма. Она была первой женщиной-импрессионистом и единственной, кого коллеги-мужчины воспринимали как равную. На протяжении шести лет Берта вдохновляла Эдуарда Мане на создание картин, он написал больше десятка ее портретов. Их связывали странные отношения, которые сложно назвать романом. Творческий тандем неожиданно распался, когда Берта Моризо познакомилась с братом Мане.

Она появилась на свет в 1841 г. в семье богатых буржуа. Берта и ее сестра Эдма с детства увлекались живописью, но профессиональной художницей стала только Берта. Ее наставником был сам Камиль Коро, он первым обратил внимание на масштабы дарования юной художницы. Когда ей было всего 23 года, ее работы уже выставлялись в Парижском салоне. В течение 6 лет ее полотна отбирали для экспозиций Академии изящных искусств, что стало официальным признанием ее таланта.

Позже Берта Моризо отказалась экспонироваться в Салоне в знак поддержки импрессионистов, выступающих против официального академического стиля. Вскоре на ее работы обратил внимание лидер этой оппозиции Эдуард Мане, скандально известный своими картинами «Завтрак на траве» и «Олимпия». Восторг у него вызвало не только творчество художницы, но и она сама.

Художница стала музой для Мане, он писал ее портреты один за другим. Их связывали нежные отношения, но на большее он никогда не посягал. Молчаливое и сдержанное поведение девушки, ничем не выдававшей своей симпатии, к этому и не толкало. На тот момент Мане был женат и воспитывал ребенка. Берте было 27 лет, и она пугала родителей своими заявлениями о том, что выходить замуж не собирается. Ее мать наблюдала за тем, как Берта позирует Мане и говорила: «Он похож на сумасшедшего».

Мане отказывался от солидных заказов, чтобы работать над портретами Берты Моризо. А когда он принялся писать портрет своей юной ученицы Евы Гонсалес, картина все никак не удавалась. При этом Мане часто хвалил полотна Берты, чем вселял в нее уверенность и вдохновлял. Однажды он восхитился ее умением вписывать фигуру в пейзаж, и художница тут же ему подарила эту картину.

В 1870 г. частым гостем в компании художников стал брат Мане Эжен. Он стал для Берты родным и близким, он восхищался ее творчеством, и в 1874 г., в 33 года, девушка вышла за него замуж. Прощальным напоминанием о невозможной любви стала картина Мане «Букет фиалок», на которой он изобразил фиалки с первого портрета Берты и веер - со второго, и лист бумаги с надписью «Мадмуазель Моризо». Картину он отправил девушке, а в 1874 г., в год ее свадьбы, он написал последний портрет Берты с обручальным кольцом на пальце, и больше никогда не возвращается к работе с ней.

Сразу после свадьбы художница написала сестре: «Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. Думаю, он искренне меня любит. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь». Муж стал ее помощником и менеджером и во всем поддерживал. Через 4 года после свадьбы у них родилась дочь Жюли.

Берта Моризо говорила: Живопись нужна для того, чтобы зафиксировать что-то проходящее". Круг тем ее творчества казался многим слишком узким, ограниченным женским бытом, семьей, домашним уютом и детьми. Тем не менее ее картины быстро раскупались и пользовались успехом на выставках.

В 1892 г. умер ее муж, и в этом же году прошла ее первая персональная выставка. А в 1895 г., в возрасте 54 лет, художница заболела пневмонией и скоропостижно скончалась. Творческое наследие художницы насчитывает около 400 картин, цена на некоторые из них доходит до 4 млн долларов.