Рококо (происходит от фр. rococo, rocaille) - стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. Со стилем барокко рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то рококо предпочитает изящество и лёгкость. Его появление в Европе первой половине XVIII века вызвало бурю эмоций не только у начинающих художников, но и творчески устоявшихся авторов.
В архитектуре исчезли темные навесные детали, появились легкие, плавные и игривые черты. Картины рококо имеют четкую сюжетную направленность: пикантные любовные сцены, стремление к бесконечному удовольствию и мифологической божественности, интимность стоп-момента. На холсте даже трагизм выполняется особо мягко и пластично. Некуда спешить, жизнь прекрасна в своем воплощении. Погружение в негу создает особую атмосферу, располагает к лености, аморфности и чревоугодию. Большой популярностью пользуется пастораль - пастушечья тема, изображающая быт сельских жителей, их сакральную долю.
Художники данной эпохи углублялись в мелкие детали, тщательно и в тоже время воздушно прорисовывали как пейзажи, так и персонажи своих полотен. Банты, рюши, многочисленные оборки, накладные парики с четко выложенными буклями - служили не только предметами женского гардероба, но и принадлежали к декору мужской моды. Пышные, сладостные формы нарисованных женщин, красиво парили в закрытых салонах, игральных комнатах, домах знатных особ и являлись говорящими объектами интерьера. Эротико-мифологическое настроение быстро перекочевало с Франции в европейские страны, вызывая эфирный трепет и безграничное кокетство. Свободные нравы шагнули в жизнь граждан данного времени. Литература начала радовать легкими пьесами, в музыке появились игривые повороты, которые невесомо исполнялись на клавесине (музыкальный инструмент). Все способствовало созданию совершенно нового, можно даже сказать «параллельного» мира. Люди, окружающие себя предметами роскоши в стиле рококо, пропитывались особыми эмоциями, с удовольствием покидали скучную реальность, добавляя полутона, полунамеки. Да и сами цвета, используемые в художественном творчестве XVIII века: голубой, серебристый, розовый, пшеничный, мягко-золотистый, белый, зеленый - служили некими путеводителями в страну грез, уводили за бескрайние горизонты.
Первопроходцем рококо принято считать Антуана Ватто - талантливого живописца, показавшего в своих работах утонченность, меланхоличность, мечтательность человеческой натуры. Его идею переняли Жан Батист Патер и Никола Ланкре. Большой вклад в «игривое» искусство внес прекрасный портретист - Лемуан Франсуа Буше. Его любовные истории завораживали интимностью момента, а образы влюбленных - были заботливо вписаны в историю, поражая замысловатыми сюжетами вплоть до французской революции 1789 года. Школу Буше окончили: братья Ванлоо, Шарль-Жозеф Натуар, Антуан Куапель и другие.
Рококо оставил большой отпечаток на живопись, изобразительное искусство. В скульптуре он слегка добавил иллюзорность портретным бюстам, ввел моду на небольшие статуи (нимфы, купальщицы, амуры). Ими заполняли парки, беседки, купальни. Рококо нашел свое отражение и в украшениях интерьера, добавив много изящных деталей в отделку помещений, зданий, домов. Просуществовав около половины века, художественный стиль плавно отдал бразды правления - неоклассицизму и заслужено ушел на пенсию.