Художник - человек творческий, и в зависимости от того, что он предлагает в качестве своего творчества, мы можем судить, насколько велик его талант. И хотя многое в современном искусстве спорно, отделить зерна от плевел все-таки еще можно.
Нынешние мастера кисти самозабвенно творят, представляя, что пишут шедевры, а на деле оказывается, что все это мазня или слишком замысловатый концептуализм.
Еще с древних времен люди увлекались рисованием - все знают про наскальную живопись, которой занимались аборигены и неандертальцы. Являются ли образцы тех работ зачатками будущей живописи, решать специалистам. Навык обращения с кистью и красками закрепляется у человека с первых лет жизни - каждая мать подсовывает своему взрослеющему чаду лист бумаги и инструменты для рисования, чтобы ребенок развивался или просто был занят полезным делом. Получается, что любовь к изобразительному искусству закладывается практически с самого рождения. Однако далеко не все становятся профессиональными художниками. Почему так происходит, ответить сложно. У каждого на то свои причины. А вот как насчет тех, что все же избрали свой путь в живопись? Что можно сказать о них по прошествии ряда лет творческих мук и практики у станка?
Современные художники пишут в разных жанрах, и у большинства из них выходит много дельных работ. Но кто-то, посмотрев на их картины, скажет: «Бесподобно!», а кто-то промолчит или отведет взгляд в другую сторону, никак не комментируя увиденное. Дело вкуса? Возможно… А может, действительно налицо полное отсутствие таланта и лишь амбиции человека, мнящего себя вторым Веласкесом или даже Да Винчи.
Искусство - вещь достаточно субъективная. Несмотря на существующие целые столетия каноны и традиции, которые стараются не забывать и передавать из поколения в поколение представители разных направлений живописи, эстетические требования к картинам менялись и меняются постоянно. И популярный в XIX веке стиль арт-нуво в наши дни непосвященным лицам покажется символической орнаментальной росписью, изобилующей лишними деталями.
Хорошо, если образ, запечатленный на холсте, вызывает ассоциации, эмоции, воспоминания, заставляет задуматься или немного поразмыслить над одной из многочисленных сторон нашего бытия. Подлинное произведение искусства на то и рассчитано, чтобы будить воображение людей, заставлять обратиться к себе, к своему внутреннему миру и отношениям с миром окружающим. А как быть с произведением, которое никак не трогает или вызывает неприязнь? Можно такое полотно назвать шедевром, а художника - мастером кисти?
Некоторые живописцы пытаются ориентироваться на общественное мнение и вкусы людей, ценящих определенное искусство. Рисовать в угоду публике - плохо это или хорошо? Так рождается талант и шедевры монументальной живописи?
Для одних искусство, достойное восхищения, - это «Петух» Пабло Пикассо, яркий образец примитивизма. Несмотря на внешнюю простоту изображения, лишенного реальных пространственных и объемных отношений, игры светотени, на картине мы видим целую сцену - гений живописца проявился в сочетании линий, цвета, стиля. Только тот, кто умеет вдумчиво смотреть, наблюдать и видеть, поймет содержание послания Пикассо.
Для кого-то настоящее искусство - это неподражаемые картины в жанре «пин-ап» с легкомысленными девушками, так игриво задирающими подолы своих платьев. Рисунки выполнены на высоком уровне и могут сравниться по качеству исполнения с некоторыми выдающимися произведениями живописи. Заставляют ли такие работы задуматься, вспомнить какие-то моменты из прошлого, пофантазировать наконец? Безусловно.
Нельзя сказать, что все это - «не искусство». Та же фотография в стиле «ню» - тоже искусство, только своеобразное, рассчитанное на определенную группу людей и провозглашающая свои ценности и идеалы.
Другое дело - китч. Это уже пародия, гротеск, преувеличение, нарочитый отказ от догм и стереотипов, кричащая вульгарность. Но и у китча есть свои, негласные правила. Так что это тоже своего рода художественное направление, которое выражается в потребительски востребованных образах и темах. В этом смысле китч выглядит антиподом высокому искусству, пропагандирующему вечные, незыблемые ценности.
Высокое искусство необязательно означает безупречно выписанные формы и максимальную реалистичность изображаемого. Гений кисти не тот, кто в точности передал на полотне увиденное в жизни. Возможно, это способность запечатлеть что-то, что неподвластно прямому наблюдению, ведь, как отмечают психологи, существенным для человеческого восприятия представляется не сама ситуация, а ее субъективная интерпретация - объективная реальность, преломленная через сознание индивидуума.
Бытует мнение, что искусство убивает критика, основанная на ложных постулатах и непрофессиональной оценке творчества. В этой связи возникает вопрос: что первичней - художник или искусство?
Художник бросает все свои силы на создание полотен, которые были бы интересны людям, вызывали бы у них всевозможные эмоции и ассоциации. Прекрасно, если из-за картины разгораются нешуточные споры. Это значит, что работа была проделана не зря. Естественно, художник не может угодить всем и сразу. Отсюда, возникают иные взгляды и мнения, завязывается острая полемика между представителями разных школ и манер письма.
К сожалению, не все владеют достаточным объемом знаний в области изобразительного искусства, чтобы с безапелляционной уверенностью высказывать свою точку зрения. И тем не менее, некоторые осмеливаются делать это и не видят здесь ничего зазорного. И чем сильнее общественность откликается на такие суждения, тем более зависимыми оказываются творцы живописных произведений, подчиняясь в полной мере влиянию извне, отказываясь слушать свой внутренний голос, искать вдохновения, строить свой уникальный художественный мир.