Прозрачная «кола» для маршала и дешёвые галстуки для генсека: Какие импортные вещи любила советская партийная элита

Многие советские вожди предпочитали изделиям отечественного автопрома дорогие иномарки. За галстуками для Брежнева специально отправлялись в американские магазины, а лучшим подарком для него было хорошее оружие. Хрущёв и Сталин обожали швейцарские часы и бритвы Gillette. Какие еще вещи, недоступные рядовому советскому гражданину, ценили первые лица страны?

«Советская» кока-кола для маршала

После войны, во время встречи с будущим президентом США Эйзенхауэром, Жукову понравился необычный напиток. Но пристрастие к этому символу американского образа жизни могло испортить репутацию маршала в глазах советского народа. Тогда Жуков обратился к генералу Кларку с просьбой изготовить для него бесцветный напиток.
Кларк передал пожелание президенту Трумэну, а тот - руководству компании, производившей кока-колу. В компании удалось найти технолога, «обесцветившего» напиток. Изменили также внешний вид бутылки, а на крышке разместили красную звезду. Новый продукт получил название White Coke. Бесцветная кока-кола доставлялась до «адресата» через подконтрольную СССР зону Германии. Объём первой партии составил 50 ящиков. Кока-коле для маршала даже не приходилось неделями «ждать» таможенного досмотра и разрешения на ввоз - ящики с напитком проходили границу беспрепятственно.

«Слабости» Брежнева: галстуки на прищепках и элитное оружие

Генсек был известен пристрастием к охоте и вестернам. Его любимым актёром был Чак Коннорс: с ним Брежнев даже встречался лично. В 1973 году Коннорс подарил советскому лидеру ковбойскую шляпу. Чуть позже актёр рассказал о восторженной реакции Брежнева руководству компании «Кольт». Правлением было принято решение: создать для генсека два уникальных револьвера - ЛИБ-1 и ЛИБ-2. Название модели было создано из инициалов Брежнева. Револьверы были украшены гравировкой, рукоятки отделаны слоновой костью.

Заместитель начальника охраны Брежнева, Владимир Медведев, вспоминал, что у генсека было около 90 охотничьих ружей, причём не дешёвых. Все четыре любимых гладкоствольных ружья были импортными, из четырёх любимых нарезных - три импортных, одно тульское.

Впрочем, пристрастие к импортному оружию и принадлежностям для охоты питал не только Брежнев. Маршал Ворошилов в 1928 году на вопрос Михаила Томского о порохе для охоты ответил: «Если гадкий, то наш. Хороший стоит 20 р. фунт, а заграничный 15 р. кило».

Были у Брежнева и любимые импортные предметы гардероба. Он ненавидел завязывать галстуки, поэтому показанный ему как-то галстук-прищепку оценил сразу. Этот уже завязанный галстук крепился к рубашке при помощи специального крючка и узких «крылышек». В дорогих американских магазинах таких моделей не продавали, поэтому за галстуками для Брежнева специальному человеку пришлось отправляться в бедный район.

Предпочитал генсек и заграничное нижнее белье. Его костюмы шились хоть и в СССР, но из импортных тканей. Однажды Брежнев буквально упросил президента США подарить ему меховую куртку. Генри Форд во время визита в СССР носил куртку из трёх видов меха. Брежневу она так понравилась, что он не сдержал своего восхищения и даже погладил её рукой. В конце визита, у трапа, Форд снял куртку и отдал её советскому лидеру. Брежнев широко заулыбался.

От бритвы до фотоаппарата: любимые вещи Никиты Хрущёва

Хрущёв любил подчеркнуть свой патриотизм. Он носил простые костюмы и с гневом отказывался от предложений заказывать одежду за границей. Его сопровождающие за границей даже стеснялись отдавать в стирку его нижнее бельё - «семейные» трусы из простых тканей не соответствовали имиджу лидера сверхдержавы.

Но вот бриться в шестидесятые годы Хрущёв предпочитал станком Gillette, а на пенсии перешёл на электробритву Braun.

Аудиоаппаратура у Хрущёва также была преимущественно импортная. Например, почетное место в доме занимал «гибрид» телевизора, магнитофона и радио, подаренный египетским лидером. Мемуары Хрущёв предпочитал надиктовывать на магнитофон UHER, произведённый в западной Германии.

Во время визита в Швейцарию Хрущёв не смог устоять перед искушением и не приобрести швейцарские часы. Он заслал в магазин начальника охраны и удивился тому, что часы стоили намного дешевле, чем он представлял. Обрадованный советский лидер приобрёл золочёные наручные часы всей семье.

В последние годы жизни главной драгоценностью Хрущёва стал фотоаппарат шведской марки Hasselblad - он заменил этим профессиональным аппаратом скромный «Зенит».

Автомобили, телефоны и часы: импортные вещи, окружавшие Сталина

Многие советские вожди предпочитали ездить на иномарках. У Ленина в гараже стояло целых три Rolls-Royce, ценителем этой марки был и Брежнев. У Брежнева была большая коллекция автомобилей: по некоторым источникам, их число превышало триста экземпляров. Значительная часть из них была иномарками. Хрущёв долго ездил на личном трофейном Cadillac.

Не был исключением и Сталин: этот руководитель страны, хоть и обязал правительство ездить на отечественных автомобилях, сам больше всего уважал Packard. Именно на базе автомобиля этой марки был сконструирован первый правительственный ЗИС.

Бриться Сталин, как и Хрущёв, любил бритвой Gillette, а до неё, в тридцатые, уважал опасные бритвы от Solingen. На его даче было много техники от Siemens: калорифер, водонагреватель и даже правительственные телефоны.

Черчилль подарил Сталину английскую радиолу. Устройство так понравилось вождю, что он приобрёл второе - для второго этажа Ближней (Кунцевской) дачи.

Как и Хрущёв, Сталин ценил швейцарские часы. Практически не снимая он носил золотые Longines. Они были на руке советского вождя и в момент его смерти. Столь же непременным атрибутом образа Сталина была и трубка. У него их было несколько, но особенно любима была трубка от Dunhill, помеченная особым знаком.

Сталин не любил охоту, но коллекционное импортное ружьё от знаменитой немецкой фирмы Sauer&Sohn держал на Ближней даче. В распоряжении вождя было и несколько пистолетов, в том числе - вальтер, маузер, браунинг.

Министр-снабженец Громыко

Андрей Громыко, один из самых известных министров иностранных дел Советского Союза, снабжал заграничными аксессуарами трех генсеков подряд: Брежнева, Андропова и Черненко. Привозил он галстуки, рубашки, шляпы.

Все три лидера ценили старомодные фетровые шляпы с шелковой лентой модели «хомбург». В магазине на Мэдисон-авеню подчиненный Громыко, Виктор Суходрев, подбирал серые шляпы этой модели. Он привозил их Громыко, тот выбирал понравившиеся. На внутренней стороне купленных экземпляров в магазине наносили тиснение с инициалами будущих владельцев.