Операция «Исповедь»
Задание повышенной сложности
В 1943 году, по возвращению с Тегеранской конференции, Сталин вызвал к себе Берию и поставил ему задачу: во что бы то ни стало, любыми путями, установить подслушивающее устройство в рабочем кабинете американского посла в Москве. Каждое слово, сказанное главой американской дипломатической миссии в его рабочем кабинете, должно быть известно руководству страны.
Сказать, что первой реакцией Берии было изумление - значит не сказать ничего. С 1933 года, с момента как между СССР и США были установлены дипломатические отношения, советские спецслужбы не оставляли попыток проникнуть в рабочий кабинет главы американского посольства.
По уровню значимости и степени секретности переговоров, ведущихся в нём, кабинет посла уступал только Овальному кабинету президента США.
«Святая святых»
В 1938 году, благодаря агентессам из II отдела ГУ ГБ НКВД СССР, наладивших интимно-деловые контакты с сотрудниками американского посольства, нижний этаж был просто нашпигован «жучками». Но «святая святых» - верхние этажи посольства, оставались недосягаемыми. Даже в ходе организованного в посольстве пожара, замаскированные под бравых пожарных сотрудники НКВД не смогли подняться выше 1-го этажа.
Преградившие им путь морские пехотинцы были неумолимы: «Пусть посольство сгорит дотла, но посторонним вход запрещён». Спецзона верхних этажей посольства США оставалась для советских чекистов закрытой.
Однако, зная суровый нрав Хозяина и судьбу предшественников, Берия благоразумно оставил своё мнение при себе, сказал: «Будет сделано, товарищ Сталин!» и приступил к разработке операции.
К декабрю 1943 года техническая часть задания была выполнена: был сконструирован и успешно прошёл необходимые испытания мини-микрофон уникальной конструкции. Пассивное подслушивающее устройство не имело ни батареек, ни аккумуляторов, не требовало подзарядки и могло работать сколь угодно долго.
Приводился микрофон в действие внешним источником и передавал сигнал на внешний приёмник, который расшифровывал получаемый сигнал и записывал его на магнитную плёнку. Уникальное творение советских инженеров получило название «златоуст».
Но вопрос о внедрении «златоуста» в кабинет американского посла всё ещё оставался открытым. Идею внедрения подсказал Берии сам Сталин, посоветовавший применить принцип «троянского коня», то есть вручить послу микрофон, замаскировав его под сувенир, который посол сам пронесёт в свой рабочий кабинет и оставит там. Была разработана многоходовая комбинация, которая и была осуществлена в 1945 году, почти год спустя.
«Артек» на службе НКГБ СССР
С 4 по 11 февраля 1945 года в Ялте проходила конференция глав стран-участниц антигитлеровской коалиции. 8 февраля народный комиссар иностранных дел Вячеслав Молотов вручил Рузвельту и Черчиллю приглашение от советских пионеров посетить лагерь «Артек».
От имени всех детей СССР пионеры «Артека» выражали глубокую признательность странам, оказавшим неоценимую помощь в борьбе против фашизма и приглашали г. Рузвельта и г. Черчилля посетить «Артек» 9-го февраля 1945 года. В этот день лагерь открывается после многолетнего перерыва, вызванного немецкой оккупацией, празднует свое 20-летие, и в это день «Артеку» будет вручён орден Трудового Красного Знамени.
И Берия и Сталин прекрасно понимали, что ни Рузвельт ни Черчилль, у которых каждый день пребывания в Ялте расписан буквально по минутам, в самом разгаре конференции никуда не поедут. Не поедут и вторые лица делегации - министры иностранных дел. Миссия встречи с советскими пионерами будет перепоручена чрезвычайным и полномочным послам: США - Авереллу Гарриману и Великобритании - Арчибальду Керру.
В течение всего 1944 года НКГБ «разрабатывало» Гарримана. Было установлено, что американский посол питает слабость к поделкам из драгоценных пород деревьев, знает в них толк, коллекционирует. Даже фотография жены на рабочем столе Гарримана вставлена в деревянный багет, изготовленный русскими мастерами. Любовь к деревянным сувенирам и стала тем крючком, на который поддели американского дипломата.
Подарок от пионеров Страны Советов
9-го февраля под оглушительные аплодисменты пионеров на территорию «Артека» въехал кортеж с иностранными гостями. Было много радостных слёз, музыки, детских улыбок, спецрейсом из Сухуми были доставлены свежесрезанные розы. Под конец встречи оркестр заиграл американский гимн, а пионеры запели «Звёздное знамя» на английском языке. Растроганный Гарриман пустил слезу.
И тут пионеры внесли сверкающий лаком огромный деревянный герб США и вручили восторженному послу паспорт-сертификат, подписанный Всесоюзным старостой Калининым. Под гром оваций личный переводчик Сталина Валентин Бережков перевёл содержание сертификата: самшит, сандал, слоновая пальма, секвойя, чёрное и красное дерево, парротия персидская, чёрная ольха - из деревьев самых ценных пород пионеры «Артека» своими руками (!) изготовили этот чудесный подарок.
Потерявший дар речи Гарриман пробормотал: «Какая красота! Куда ж я его дену?» Заранее проинструктированный Бережков подошёл сзади и голосом змея-искусителя «посоветовал»: «Повесьте в рабочем кабинете. Британцы от зависти просто сдохнут».
Так «златоуст» оказался в самом сердце американского посольства - в рабочем кабинете чрезвычайного и полномочного посла США в СССР, прямо над его креслом.
Операция «Исповедь»
В течение нескольких суток в зданиях справа и слева от посольства, без лишнего шума, были выселены жильцы, их место заняли сотрудники госбезопасности. Служащие посольства не заметили подмены.
Сотрудники и сотрудницы НКГБ (с 1946 года - МГБ) исправно имитировали гражданскую жизнь дома: женщины вывешивали постиранные простыни и судачили о своём, мужики по выходным пили водку и, напившись, пели русские и советские песни. А в комнатах верхних этажей вовсю работал технический персонал, обеспечивая бесперебойную работу «златоуста» и записывая передаваемую им информацию.
Восемь лет работал «златоуст» на благо советского государства. О содержании бесед, имевших место в сверхсекретном рабочем кабинете посла США, Сталин узнавал раньше американского президента.
Четырёх послов пережил «златоуст». Примечательно, что каждый новый посол полностью менял в кабинете интерьер, от мебели до чернильного прибора и паркета, но герб неизменно оставался на своем месте. Уже мебель и шторы подбирались под его цветовую гамму. Герб неоднократно обследовался специалистами отдела, обеспечивающих безопасность посольства, но подарок советских пионеров с честью прошёл не одну проверку, пока в 1953 году «златоуста» не сдал врагу.
Рассекреченный «златоуст»
После обнаружения «жучка» американцы попытались повторить изделие советских кулибиных, но секрет изготовления «златоуста» остался для них тайной за семью печатями. Англичане продвинулись немного дальше: их образец работал на расстоянии 30 ярдов (1 ярд - 0,9144м), в то время как советский - на расстоянии 300 м!
Американцы долго хранили в секрете столь унизительное для них открытие. Только в 1960 году, после инцидента со сбитым советскими ПВО самолётом-шпионом, ведомым Гарри Пауэрсом, сделали ответное заявление об использовании спецслужбами СССР подслушивающего устройства в посольстве США в Москве.
Во время чрезвычайной сессии ООН представитель США продемонстрировал герб и вмонтированный в него микрофон. Позже герб и «златоуст» были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности. Представитель Индии, по просьбе советского посла, громогласно попросил американцев сделать для него дубликат микрофона, чтобы показывать его друзьям, это, мол, придаст убедительности его рассказу об этой интереснейшей шпионской истории. После этого американцы ни злополучный герб, ни чудо-микрофон больше широкой общественности не демонстрировали.
С 1953 года гордость советских спецслужб - герб и «златоуст» занимают почётное место в Лэнгли, в музее ЦРУ, а с 1960 года ни один учебник по истории разведки уже не обходится без главы, посвящённой операции «Исповедь».