Личность матери Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) всегда была загадкой. Историки искусства много десятилетий пытались найти информацию о женщине, чей незаконнорожденный сын стал гением, создавшим «Мону Лизу». Известно было лишь имя - Катерина, предполагали, что она была крестьянкой или даже рабыней из Северной Африки. Существовали и другие, ещё более невероятные теории.

Сейчас, почти шесть веков спустя, один из ведущих специалистов по биографии Леонардо дал гораздо более полное описание его матери, исследовав новые и ранее недостаточно изученные документы.

По словам Мартина Кемпа (Martin Kemp), почётного профессора истории искусств Оксфордского университета (Oxford University), матерью Леонардо была Катерина ди Мео Липпи (Caterina di Meo Lippi), бедная сирота, соблазнённая в 15 лет респектабельным адвокатом. Она жила с бабушкой в ветхом домишке примерно в миле от города Винчи (Vinci).

Кемп представит всю доказательную базу своей теории в книге «Мона Лиза: люди и живопись» (Mona Lisa: The People and the Painting), которая выйдет через месяц, в июне 2017. Работа написана в соавторстве с доктором Джузеппе Палланти (Giuseppe Pallanti), экономистом и искусствоведом. Недавно найденные ими документы также проливают свет на личность знаменитой натурщицы, Лизы дель Джокондо (Lisa del Giocondo), и её мужа, Франческо (Francesco). Последний, кстати, оказался совсем не благородным флорентийским торговцем шёлком, как предполагалось ранее, а «крутым дельцом», торговавшим сахаром из Мадейры, кожей из Ирландии, всевозможным имуществом и, как считает Кемп, рабами и рабынями.

Совместные исследования Кемпа и Паллантини оспаривают и место, где родился Леонардо да Винчи 15 апреля 1452 - дом в местечке Анкиано (Anchiano) в двух милях от города Винчи. Состоящий из двух смежных зданий, дом стал местом паломничества туристов, но документы свидетельствуют, что любители искусства посещают не то место. Это, скорее всего был дом его деда по отцовской линии в Винчи, где Леонардо рос.

«Всё, что связано с Леонардо является предметом совершенно исключительного общественного интереса. Так что любые доказанные подробности его жизни будут иметь большое значение и сейчас, и в будущем», - считает Кемп.

Новые выводы сделаны из финансовых документов XV века, обнаруженных в архивах Винчи и Флоренции. Они стали настоящей «золотой жилой» доказательной базы для фактов о жизни гения, незамеченной ранее другими историками искусства.

Множество фактов всплыло благодаря налоговым документам. Как рассказывает Кемп: «Тоскана очень рано создала систему взимания налога на имущество, ставки которого зависели от стоимости недвижимости. Так что это абсолютно фантастический рекорд того времени, потому что каждый должен был подавать декларацию … конечно, многие ссылались на свою бедность, утверждали, что дом разрушается. Тогда к ним приезжали инспекторы».

«В интересующем нас случае, инспекторы убедились, что отец Катерины, который, видимо, нигде не работал, уже исчез из покосившегося дома, будучи не в состоянии оплатить налоги. В дальнейшем, видимо, он умер молодым. Так начинается печальная история Катерины», - рассказывает Кемп.

У Катерины был сводный брат Папо (Papo) и бабушка, которая умерла незадолго до 1451 года, оставив их без средств и поддержки, кроме дяди, полуразрушенного дома и скота.

По данным Кемпа, она была соблазнена 25-летним Пьеро да Винчи (Piero da Vinci), амбициозным адвокатом, работающим во Флоренции. Документы говорят, что он взял небольшой отпуск в июле 1451 года, тогда, по мнению Кемпа, и был зачат Леонардо.

Однако адвокат должен был жениться и Кемп считает, что его семья, в качестве отступных, выделила скромное приданное для Катерины. Это могло бы объяснить, как, не имея средств или имущества, она так быстро вышла замуж за Антонио ди Пьеро Бути (Antonio di Piero Buti), местного фермера из «её круга».

Леонардо рос в доме своего деда, Антонио да Винчи (Antonio da Vinci). По словам Кемпа, это была обычная практика для того времени. В налоговой декларации 1457 года Антонио указывает членов семьи, включая незаконнорождённого сына Пьеро, «рождённого от него и Катерины».

Документы также говорят нам о том, что Катерина растила своего второго сына, а также четырёх дочерей, всего в нескольких милях от своего первенца. Прослеживается и дальнейшая связь между адвокатом и Катериной: Пьеро провёл несколько незначительных юридических сделок для её мужа.

Кемп надеется, что его работа положит конец «совершенно неправдоподобным мифам», созданным о жизни Леонардо. Например, популярной теории о том, что Катерина была рабыней. Возникновение этой версии связано с тем, что, в те времена, имя Катерина довольно часто давалось рабыням из других стран.

Кемп признал, что его исследование повергнет в «замешательство» власти Винчи, которые превратили дом в Анкиано в туристическую достопримечательность. «Когда я впервые туда приехал, там были просто каменные стены … теперь же там есть мультимедийные дисплеи, автостоянки и даже сделан косметический ремонт», - говорит профессор Кемп.

Его книга также высмеивает историков, которые пытались сделать себе имя на новых теориях о личности подлинной Моны Лизы, начиная от идей о том, что это был сам Леонардо в юбке, и заканчивая предположением, что она была представительницей «древнейшей профессии».

Почему же так много важных документов игнорировались до сих пор?

«Меня никогда не перестанет удивлять тот факт, что самые очевидные шаги до сих пор не были сделаны», - сказал Кемп. «Архивы не изучены, потому что в современных научных кругах вам нужно получить быстрый результат, а не продираться через тонны материалов без каких-либо гарантий на удачу».