Некоторые произведения искусства можно назвать бессмертными. Ими восхищаются уже не одно столетие, а уровня мастерства их создателей могут достичь лишь избранные. Тем не менее, в истории создания некоторых знаменитых произведений искусства до сих пор наличествуют белые пятна. Они порождают всевозможные домыслы и вызывают ожесточённые споры в кругах специалистов…

«Портрет четы Арнольфини»

Картина «Портрет четы Арнольфини», написанная в 1434 году голландским мастером Яном ван Эйком, заслужила место в нашем рейтинге. Для начала упомянем, что она написана маслом. Сегодня этим никого не удивить, но в Западной Европе начала XV века масляная живопись встречалась очень редко.

Ван Эйк сумел раскрыть свой талант, воспользовавшись способами, которые почти не встречаются в других работах того времени. Если внимательно посмотреть на картину, можно заметить, что зеркало, висящее на задней стене, отражает большую часть комнаты, в том числе и 2 дополнительные фигуры, которые стоят в дверном проёме. Если приглядеться, можно рассмотреть и собаку. Трудно представить, сколько труда ушло у Ван Эйка, чтобы учесть искажение выпуклого зеркала и перенести его на картину. Невероятно, но даже крошечные медальоны внутри зеркальной рамы тщательно выписаны. На них изображены библейские сцены.

Но самой спорной частью картины является вовсе не зеркало, а сама семейная пара. В то время никто не рисовал просто стоящих в центре комнаты людей. Этот факт дал историкам основания утверждать, что в «Портрет четы Арнольфини» был вложен более глубокий смысл. Так, некоторые искусствоведы полагают, что на картине изображены молодожёны, а неопознанные фигуры в дверях - это свидетели.

Эксперты анализировали буквально каждую деталь знаменитой работы Яна ван Эйка, пытаясь определить связь между изображёнными мужчиной и женщиной: как располагается пара, как они держат друг друга за руки, какая у женщины причёска и т. д. Но к общему мнению прийти пока не удаётся.

«Писающий мальчик»

«Писающий мальчик» - одна из знаковых достопримечательностей Брюсселя. Эта скульптура была создана фламандским скульптором Жеромом Дюкенуа и установлена в центре бельгийской столицы в 1619 году. Сегодня каждый турист, посещающий Брюссель, стремится сфотографироваться возле знаменитой статуи.

С происхождением «Писающего мальчика» связано множество легенд. В самой известной из них рассказывается о маленьком мальчике, сумевшем спасти осаждённый Брюссель. Он якобы помочился на зажжённый фитиль, когда враги пытались взорвать городские стены. Если верить другой легенде, на статуе изображён двухлетний герцог Готфрида II (граф Лувен). Говорят, что перед сражением солдаты, пытаясь спасти ребёнка, усадили его в корзину, которую повесили на ветви дерева. Оттуда мальчик мочился на врага, в итоге потерпевшего поражения.

Интересно, что в XVIII столетии жители столицы и гости города начали одевать «Писающего мальчика» в модные вещи. Эта традиция жива и в наше время.

Это интересно: На ограде у фонтана размещён график смены нарядов «Писающего мальчика». На данный момент, его гардероб включает почти 1 тысячу костюмов. Среди них присутствуют сотни национальных нарядов разных стран, униформы различных работников и т. д. В некоторые праздники статую подключают к бочке с пивом или вином.

«Сад земных наслаждений»

«Сад земных наслаждений» - вне сомнений, одна из самых сложных и масштабных картин, которые когда-либо были написаны художниками. Она представляет собой триптих (3 отдельные панели), выполненный голландским мастером Иеронимом Босхом в период с 1490 года по 1510 год. На левой панели изображены Адам, Ева и сотворивший их Господь в Эдемском саду. На центральной части можно увидеть богатую панораму с огромным количеством персонажей - людей и животных, занятых разными делами. На правой же панели показан тёмный, адский мир.

Картина «Сад земных наслаждений» настолько сложная, что даже в наши дни искусствоведы то и дело открывают ранее неизвестные детали. К примеру, большая роль в триптихе отведена фигурам музыкантов. Но многие персонажи используют музыкальные инструменты непривычными способами, например, играют на флейте, которая вставлена между ягодиц. А некоторые инструменты по виду отличаются от настоящих. Музыковеды из Оксфорда попробовали воссоздать их по изображениям и сыграли на них. Выяснилось, что необычные инструменты звучат просто отвратительно. А вообще, с «музыкальным адом Босха» связаны десятки вопросов, на которые никто не может ответить.

Это интересно: Недавно исследователи обнаружили на картине ноты. Они были напечатаны на ягодицах одного из персонажей в аду. Ноты были расшифрованы, и сегодня мы можем услышать запись «адской музыки» более чем 600-летней давности.

Гобелен из Байё

Гобелен из Байё - один из важнейших культурных артефактов, дошедший до нас из эпохи Средневековья. Это - 70-метровая полоса ткани, на которой вышиты 50 сцен, изображающих противостояние Вильгельма Завоевателя и короля Гарольда во времена вторжения норманнов. Невзирая на то, что полотну более 900 лет, оно до сих пор находится в отличном состоянии. Правда, гобелену явно недостаёт заключительного раздела.

Если быть объективным, то с технической точки зрения гобелен из Байё вовсе не является таковым. Это просто очень похожая на него вышивка, выполненная другим способом. Все тематические сюжеты воссозданы на основном полотне, а не сотканы воедино с помощью ткацкого станка.

По легенде, гобелен создавался монахинями из всех уголков Англии, после чего отдельные куски были сшиты в цельный артефакт. Но современные специалисты опровергают эту версию. Хоть изображения многих сцен и отличаются друг от друга, метод вышивки остаётся неизменным. Это позволяет им сделать вывод, что гобелен, вероятней всего, был выполнен одной командой вышивальщиц.

Остаётся неясной и история происхождения артефакта. Раньше считалось, что инициатором его создания был брат Вильгельма Завоевателя, епископ Одо. Позднее появилась теория, согласно которой гобелен появился благодаря Эдит Годвинсон, родной сестре побеждённого короля Гарольда, пытавшейся завоевать благосклонность нового правителя.

«Персей с головой Медузы»

Площадь Синьории в итальянской Флоренции - удивительная выставка искусства эпохи Возрождения под открытым небом. Дело в том, что прямо на ней расположены десятки бесценных статуй, среди которых «Геракл и Какус» Баччо Бандинелли, «Похищение сабинянок» Джованни Джамболоньи, «Львы Медичи» и т. д. Но наибольшее внимание публики привлекает шедевр Бенвенуто Челлини «Персей с головой Медузы».

Скульптор изобразил Персея - героя греческой мифологии, держащего в руке отсечённую голову Медузы, безжизненное тело которой лежит возле его ног.

Скульптуру заказал Козимо I де Медичи - великий флорентийский князь. Для публики её открыли в 1554 году. Тогда Персея установили на площади рядом с вышеупомянутой статуей Геракла, «Давидом» работы Микеланджело и потрясающей композицией «Юдифь и Олоферна», авторство которой принадлежит Донателло. Позднее оригинальные работы Микеланджело и Донателло были перемещены в музеи, а на площади вместо них установили копии. Персей же стоит на площади почти 5 столетий, иногда подвергаясь незначительным реставрациям.

На поясе Персея Челлини написал своё имя. Но потом скульптор, видимо, посчитал, что этого недостаточно.

Это интересно: Если посмотреть на голову героя древнегреческого мифа сзади, можно увидеть, что его шлем и волосы чудесным образом создают очертания лица с бородой. Пускай этот образ и не идеален, не приходится сомневаться, что на затылке Персея Бенвенуто Челлини изобразил себя.

Бюст Ленина

Самим бюстом Ленина сегодня никого не удивить. Пожалуй, если только он не установлен посреди Антарктиды. Скульптура вождя пролетариата находится на станции «Полюс недоступности», в самом удалённом от берегов месте материка.

Это интересно: В географии полюсом относительной недоступности называется точка, до которой трудней всего добраться по причине её удалённости от транспортных развязок.

В эпоху Холодной войны, в 1957 году советские исследователи построили научную станцию в самом труднодоступном месте Антарктиды, которое удалось найти. Они оставались в ней всего лишь несколько недель. А до того как покинуть станцию, они решили установить возле неё постамент с бюстом Ленина.

В течение следующих десяти лет путь к «Полюсу недоступности» проложили ещё несколько советских экспедиций. В последний раз - в 1967 году. А потом на 40 лет о станции и бюсте забыли.

В 2007 году группа исследователей из Канады и Великобритании попробовали установить рекорд, став первыми людьми, добравшимися до полюса недоступности Антарктиды пешком. После 49 дней, проведённых в пути, они добрались к цели. Но там их встретил лишь одинокий бюст Ленина. Станцию же давным-давно замело многометровым слоем снега.

«Поклонение волхвов»

Вифлеемская звезда была добавлена на картину Джотто после прохождения возле Земли кометы Галлея

Знаете ли, чему посвящено название «Поклонение волхвов»? Оно обозначает знаменитую библейскую сцену, когда 3 волхва, следуя за звездой, принесли свои подарки новорождённому Иисусу.

Изобразить своё видение этой сцены пытались многие великие художники, среди которых - Боттичелли, Рембрандт, Леонардо, Рубенс и другие. Но самой интересной работой исследователи считают картину «Поклонение волхвов» руки Джотто - итальянского мастера XIII века. Следует выделить изображённую художником Вифлеемскую звезду, по мнению экспертов, написанную автором после прохождения возле Земли кометы Галлея.

Временные параллели отслеживаются достаточно явно. Джотто трудился над своей картиной с 1303 по 1305 год. Комета же Галлея проходила мимо нашей планеты в 1301 году. Вполне вероятно, что Джотто увидел её и вдохновился на создание шедевра.

Это интересно: Изображение прохождения кометы Галлея мимо Земли в 1066 году также можно увидеть на упомянутом выше Гобелене из Байё.

Кажется, что руководство Европейского космического агентства настолько уверено в научной достоверности «Поклонения волхвов», что в честь Джотто был назван следующий цикл исследования кометы Галлея. Кстати, в следующий раз она приблизится к Солнцу только в 2061 году.

«Провозглашение независимости»

Одной из наиболее знаковых картин в истории Соединённых Штатов считается работа Джона Трамбулла, называющаяся «Декларация независимости». Она была написана по заказу в далёком 1817 году. Уже почти 200 лет картина хранится в американском Капитолии. Также она изображена на 2-долларовой банкноте.

Название и значение, придаваемое картине, заставляет многих людей ошибочно считать, что на ней показан момент подписания Декларации независимости. На самом деле, автор изобразил, как редакционный комитет в составе 5 человек под руководством Томаса Джефферсона представляет первый проект этой декларации главе Континентального конгресса Джону Хэнкоку.

Всего на картине можно увидеть 56 человек, их которых 42 позднее будут присутствовать на подписании декларации. Трамбулл желал изобразить всех, но, к сожалению, не смог найти источников, откуда можно было бы срисовать внешность 14 остальных.

Некоторые архитектурные особенности помещения, в котором произошло историческое событие, отображены художником неточно, дело в том, что эскиз он делал по памяти.

Может показаться, что Томас Джефферсон на картине наступил на ногу Джону Адамсу, многие люди считают, что это символизирует напряжённость в их политических отношениях. Но при ближайшем рассмотрении работы выясняется, что их ноги на самом деле стоят рядом. Чтобы избежать появления ненужных сомнений, изображение для нанесения на двухдолларовую купюру было изменено. Ногу Джефферсона «отодвинули» подальше.

«Венера с зеркалом»

«Венера с зеркалом» - единственная откровенная картина Золотого века, сохранившаяся до наших дней

Испанский художник Диего Веласкес - один из лучших мастеров Золотого Века. Самой знаменитой его работой считается картина «Венера с зеркалом». В то же время она порождает немало споров. Исследователи обсуждают «безнравственность» шедевра - обнажённая богиня Венера лежит, отвернувшись от наблюдателя, и смотрит в зеркало.

Эротизм «Венеры с зеркалом» зашёл так далеко, что эту картину считали самой откровенной работой того времени. Отметим, что Веласкес закончил её писать в 1651 году. Тогда у Испанской инквизиции было достаточно полномочий, чтобы самостоятельно решать, что изображать можно, а что нет. И нагота в искусстве относилась к «неприличным» темам. В других случаях этого было достаточно для конфискации работы художника и отлучения его от церкви (вкупе с наложением серьёзного штрафа). Но Веласкеса сия незавидная участь миновала. Дело в том, что он находился под защитой испанского короля Филиппа IV, поэтому трибунал не решился выдвигать художнику обвинения. «Венере с зеркалом» было суждено стать единственным сохранившимся до нашего времени изображением обнажённой натуры эпохи Золотого Века.

С начала XIX века картина хранилась в британском музее Рокебай-парка. В 1906 году её переместили в лондонскую Национальную галерею. Через 8 лет шедевр снова попал в заголовки английских газет. Суфражистка Мэри Ричардсон, протестуя против ареста политической деятельницы Эммелин Панкхерст, попыталась уничтожить какую-то большую ценность. Она пронесла в Национальную галерею и напала на картину «Венера с зеркалом». После «покушения» на полотне осталось 7 длинных рубцов. К счастью, реставраторы смогли полностью восстановить шедевр.

«Давид»

«Давид» Микеланджело - возможно, самая известная статуя в мире. Сегодня она хранится во Флоренции (Италия).

Со стороны может показаться, что Давид выглядит очень уверенно. Но если заглянуть в лицо статуе (что сделать не так просто, её высота достигает 5 метров), можно заметить, что во взгляде Давида присутствуют нервозность, агрессивность, и в какой-то мере даже страх. Микеланджело придал ему такое выражение неслучайно. Судя по всему, Давид изображён при подготовке к бою с Голиафом. Это предположение доказывает тот факт, что в руке он держит оружие. Вероятней всего, это камень для пращи.

Это интересно: Когда флорентийские врачи осматривали Давида, они были поражены степенью детализации статуи. Сжатые ноздри, напряжение между бровями и в мышцах правой ноги - все эти детали легко согласуются с образом Давида, готового в любой момент метнуть камень в противника.

Статуя Давида совсем не впечатляет только размером гениталий. Итальянцы в шутку даже частенько употребляют выражение «горошинки Давида». Почему же Микеланджело даровал яичкам Давида столь скромные размеры, сделав его идеальным во всех других отношениях? На этот вопрос лучше всего ответят медики: оказывается, что с анатомической точки зрения сморщенные придатки отлично согласуются с образом человека, готовящегося к смертельному бою.

А сколько тайн хранят в себе другие знаменитые произведения искусства? Например, нельзя не упомянуть о загадке, связанной с самой знаменитой картиной Леонардо да Винчи - «Джокондой». Исследователи сотни лет ломали головы, пытаясь выяснить, кто же на ней изображён. Около 10 лет назад было проведено компьютерное сравнение анатомических особенностей лица Моны Лизы и самого Леонардо (по автопортрету гения). Выяснилось, что они идеально совпадают геометрически! Неужели да Винчи изобразил женскую ипостась самого себя?