Последние двести лет не утихают споры о причастности человека по имени Уильям Шекспир к авторству гениальных произведений английской литературы. Многие исследователи уверены, что талант мещанина из Стратфорда-на-Эйвоне всего лишь миф, а его имя - псевдоним, с помощью которого настоящий автор успешно сохранял инкогнито. Однако сторонники классического подхода отрицают любые гипотезы. Они не хотят замечать главного - того, что исторические факты ставят под сомнение личность одной из самых важных фигур западной литературы…
Изыскания доктора богословия
В 1785 году преподобный доктор Джеймс Уилмот, настоятель небольшой приходской церкви в городке Стратфорд-на-Эйвоне, увлекся поиском наследия литературного чуда Англии. Доктор Уилмот искал любую информацию, которая могла бы прояснить загадочную жизнь выдающегося поэта.
В течение четырех лет им были изучены архивы, письма, городские легенды и семейные истории. Он прочесал все графство Уорикшир в поисках книг и других артефактов, имеющих отношение к драматургу.
Преподобный выяснил, что человек, родившийся в Стратфорде в 1564 году и крещеный как Уилл Шакспер, был сыном простых необразованных торговцев перчатками. Он начинал как ученик мясника, а затем, покинув родной город, преуспел в коммерции и стал пайщиком театра.
Одним словом, он был обывателем, не имевшим отношения к литературе, которого, по завершении его небогатой событиями жизни, похоронили без церемонии в могиле с дешевым надгробием.
Результаты изысканий ошеломили Уилмота, и он, не желая развенчивать легенду, молчал о своем открытии долгие годы. Но, в конце концов, признался, что, несмотря на тщательные поиски, он не обнаружил никаких подтверждений тому, что Уилл Шакспер был автором приписываемых ему литературных произведений.
Позже Марк Твен, Уолт Уитмен, Генри Джеймс, Ницше, Зигмунд Фрейд и еще многие ученые и писатели пришли к такому же выводу.
Несуразности и подозрения
Настоящий Шекспир обладал огромным объемом знаний, которые человек из Стратфорда, учитывая его происхождение и жизнь, едва бы приобрел. Автор «Гамлета» владел иностранными языками и был знаком с трудами греческих и римских классиков.
Объем активного лексикона Шекспира - от 20 до 25 тысяч слов (современный англичанин с университетским образованием употребляет не более 5 тысяч слов). Драматург ориентировался в юридических тонкостях, английской истории, риторике, музыке, ботанике (исследователи насчитали 63 названия растений в его произведениях). Был сведущ в военном и военно-морском деле. Кроме того, Шекспир разбирался в забавах знати, например в соколиной охоте и медвежьей травле.
В пьесах Шекспира действие разворачивается в Италии, Дании и Франции. Учитывая отличную осведомленность об этих странах, можно предположить, что автор путешествовал по Европе. Однако нет источников, указывающих на то, что стратфордский Шакспер когда-либо уезжал далее Лондона.
Автор «Генриха V» разбирался в политике. Бисмарк, немецкий государственный деятель, подметив это, писал, что «поэт был причастен к государственным делам и к закулисной политической жизни». (Кстати, Бисмарк тоже сомневался в драматургическом таланте стратфордского Шакспера.)
Несмотря на многолетние исследования, так и не обнаружилось ни одного документа, написанного собственноручно Шакспером. Нет рукописей, черновиков, дневников и писем. В его завещании, продиктованном адвокату, не упоминается литературное наследие, но перечислен весь домашний скарб, включая жестяную перечницу.
Современные графологи, изучив подпись Шакспера под «последней волей», сделали вывод, что он не привык держать перо в руке. Он был едва грамотен, а его жена и дети совершенно не умели читать и писать.
Ни один писатель времен Елизаветы I не упомянул об Уилле Шакспере из Стратфорда как о поэте или драматурге.
Французский литературовед и историк Ипполит Тэн в XIX веке писал:
«Наши знания о Шекспире ограничиваются сведениями о рождении, женитьбе и переезде в Лондон. Мы уверены только в том, что он переделывал чужие пьесы, сделал завещание и умер».
В качестве авторов творений Великого Барда рассматривались кандидатуры Фрэнсиса Бэкона, графа Эссекса, Кристофера Марло, графа Дерби, графа Ретленда и даже Елизаветы I. Каждая из гипотез имела сторонников и противников, твердые доказательства и оспариваемые слабые стороны.
Но в 1920 году англичанин Томас Луни, проанализировав шекспировские произведения, сделал сенсационный вывод, что автором вполне мог быть Эдуард де Вер, семнадцатый граф Оксфорд. Основным аргументом стала удивительная схожесть биографических фактов и идей в частной переписке графа с сюжетами шекспировских пьес.
Эдуард де Вер, граф Оксфорд
Сохранилась личная Библия Эдуарда де Вера с комментариями, написанными им собственноручно, которые, по сути, являются цитатами из пьес Шекспира.
Также большая часть из 3200 новых слов, якобы созданных Шекспиром и внесенных в Оксфордский словарь английского языка, обнаружилась в написанных ранее письмах Эдуарда де Вера.
В отличие от Уилла из Стратфорда, сына неграмотных родителей, Эдуард де Вер был рожден в литературной семье.
Его отец покровительствовал театру и драматургу Бейлу Джону. Дядя Эдуарда де Вера - Генри Говард, пятый граф Суррей,
придумал стихотворную форму английского сонета. (Кстати, этой формой впоследствии воспользовался Шекспир, и теперь она называется «шекспировской».) Благодаря влиянию дяди по материнской линии Артуру Голдингу, переводчику «Метаморфоз» Овидия, юный Эдуард изучал языки, зарубежную и английскую литературу.
Рано потеряв родителей и воспитываясь в разных семьях, Эдуард де Вер сумел получить прекрасное образование. Он имел две степени магистра в Кембриджском и Оксфордском университетах, изучал право в течение трех лет, путешествовал по Италии и сделал карьеру правоведа, политика и придворного. Кроме того, интересуясь драматургией, он финансировал театр «Блэкфрайарс» в Лондоне. Граф Оксфорд издал несколько ранних стихотворений под своим именем.
Поэзия Эдуарда де Вера стилистически схожа со стихами Шекспира, и литературоведы затрудняются при их идентификации. По словам английского писателя Джорджа Паттенхэма, граф Оксфорд был известен современникам как поэт и драматург, однако скрывал свое авторство под псевдонимом.
Зачем ему псевдоним?
Граф Оксфорд перестал публиковаться в 1593 году. Тогда же имя Уильяма Шекспира впервые появилось на рукописи.
Псевдоним «Шекспир» был выбран не случайно. На фамильном гербе де Веров изображен рыцарь с копьем в руке, а по-английски Shake-speares звучит буквально как «потрясающий копьем». Сохранились издания, где на обложке фамилия так и написана через дефис, а имя вообще не указано.
Почему Эдуард де Вер спрятался за псевдонимом? Наверняка руководствуясь соображениями безопасности и для сохранения безупречной репутации.
Анонимность в то время была в порядке вещей. Если писатель позволял себе литературные излишества с нарушением политкорректности, то ему и его семье грозила тюрьма. А почти все пьесы Шекспира содержат завуалированную сатиру и пародируют политиков и придворных.
Кроме того, граф не мог публично объявить себя драматургом - это занятие считалось низким, поскольку общественные театры, такие как «Глобус», посещали простолюдины и представители дна общества - проститутки, пьяницы и негодяи всех мастей.
Потомственному английскому аристократу и доверенному лицу королевы не пристало быть кумиром улицы. После смерти Эдуарда де Вера его наследники поддержали мистификацию, очевидно преследуя те же цели, что и сам поэт.
Семнадцатый граф Оксфорд умер в 1604 году. Где его могила - точно неизвестно, хотя его двоюродный брат Персиваль Голдинг писал, что граф был похоронен в Вестминстерском аббатстве, месте захоронения великих людей Англии.
По утверждению исследователей, его произведения продолжали издаваться семьей под псевдонимом до 1616 года. А в 1975 году Британская энциклопедия (15-е издание), фактически официально поддержав гипотезу, заявила: «Эдуард де Вер является самым вероятным претендентом на авторство пьес Шекспира».