Изящно переплетенные буквы «С» известны на планете каждые. Бренд «Cartier» пережил уже полуторавековой юбилей. Cartier - это не просто название фирмы, это знак качества, а от его логотипа веет каким-то волшебством. Недаром бренд называют законодателем мировой моды, которая и определяет стили и вкусы. В свое время Cartier сделала настоящую революцию в ювелирном искусстве, создав новое, уникальное направление.
А началась история бренда в 1819 году. Тогда в семье скромного мастерового, делающего пороховые рожки, появился на свет Луи-Франсуа Картье. Мальчик довольно быстро стал демонстрировать успехи в изобразительном искусстве, вот почему отец определил его в ученики к парижскому ювелиру Адольфу Пикару. Только вот мать была против такого будущего ребенка. Ей казалось, что на порохе можно заработать больше, чем на золоте.
Ведь взрывчатый порошок нужен всем и постоянно, а золото - только венценосным персонам, да и то в небольших количествах. В 1847 году молодой ученик выкупил у своего учителя мастерскую, решив начать выполнять исключительно частные заказы. Дела у Картье шли неплохо, через шесть лет Луи-Франсуа уже открыл в Париже мастерскую на улице Нев-де-Пети-Шан, недалеко от Пале-Рояля и Биржи.
Хотя во Франции и было довольно много хороших ювелиров, повезло именно Картье. Всего через пару недель после открытия его заведения к нему заглянула некая богатая дама, изящная и хорошо пахнущая. Она долго присматривалась к золотым украшениям, а в итоге купила три брошки. Это была важная сделка, ведь дама оказалась графиней Ньеверкерк. Ее муж являлся поставщиком предметов изящного искусства при дворе Наполеона III. К тому же графиня являлась лучшей подругой принцессы Матильды, племянницы Бонапарта.
В течение последующих трех лет знатные дамы и их подруги, в число которых вошла и императрица Евгения, жена Наполеона III, купили у ювелира около ста пятидесяти золотых изделий. Украшения были настолько красивые и качественные, что модницы рекомендовали Картье всем своим знакомым и друзьям. При этом не было опасений, что аналогичный купленному украшению окажется еще у кого-либо - Луи-Франсуа Картье не привык хитрить. Он предпочитал творить, а не копировать уже сделанное. В итоге и слава ювелира, и его капитал быстро росли.
Такой поворот событий был вполне закономерным. Ведь Луи-Франсуа отличался тем, что не просто создавал изделия, а действительно являлся настоящим художником. Картье любил экспериментировать искать новые формы, придумывать сочетания старых ювелирных традиций и современной моды. Прически знатных дам украсились бриллиантовыми бабочками, костюмы вельмож украсились загадочными скарабеями, на атласных туалетах нашлось место скорпионам.
Никто и не думал, что можно создавать столь изящные украшения в виде насекомых и животных, а они попали в высший свет. До Картье вообще считалось дурным тоном использовать насекомых и животных в ювелирном искусстве. Но француз увидел и доказал всем своей работой, что это может быть красиво.
Луи-Франсуа Картье стал первым в мире ювелиром, кто начал работать с платиной. Для этого материалом служило золото и серебро. Преимущество платины скрывалось в ее прочности, она могла удерживать на себе большее число драгоценностей. А ведь чем больше благородных камней на украшении, тем более счастлива и желаннее их обладательница. Эту простую закономерность Картье быстро для себя выяснил. В итоге герцогини, принцессы и княгини считали, что именно знаменитый ювелир поможет им завоевать расположение сильных мира сего. Разве это был не успех?
Дело Луи-Франсуа продолжил его сын Альфред. Поначалу он работал вместе с отцом, но в 1898 году открыл собственный салон на известной столичной улице де ла Пэ, где располагались самые дорогие магазины в Париже. И у Альфреда были сыновья. Старшим и самым талантливым являлся Луи-Жозеф, его все звали просто Луи. Он вступил в семейный бизнес Картье на правах партнера. Тогда Луи было всего 23 года. Однако молодой ювелир сумел не подвести свою фамилию - репутация бренда поднялась еще более высоко. Луи сумел придать своим изделиям собственную ауру и особый шик.
На рубеже веков стал модным модерн, а вот Луи не проникся новыми веяниями. Ювелир, наоборот, предлагал своим покупателям украшения, стилизованные под прошлые века, сумев в итоге побороть ветреную моду. Изделия Картье пользовались огромным спросом, особенно популярен был стиль «Guirlande». Он характеризовался таким расположением бриллиантов, которые скрывали крепления. Картье всегда внимательно относились к работам коллег и конкурентов, не гнушаясь и поучиться у них.
Например, Луи Картье научился искусству эмали у самого Карла Фаберже. И это при том, что оба они немало соперничали. В 1907 году Картье привез выставку своей продукции в Санкт-Петербург, но бутик в России так и не появился. Зато французский мастер получил официальный заказ от российского императора, став официальным поставщиком при царском дворе.
В 1908 году появился филиал бренда в Нью-Йорке. Новое отделение возглавил Пьер Картье, самый младший из третьего поколения династии. В 1910 году была зарегистрирована торговая марка Картье, так и появился именно тот знаменитый вензель из пары переплетенных «С». Несмотря на то, что Картье специализировался на удовлетворении капризов светских дам, именно эта компания создала первые в мире наручные часы для летчиков. Произошло это в 1906 году. А в 1910 году ювелирный бренд буквально взорвал мир часовщиков - компания первой выпустила часы в прямоугольном корпусе. Чуть позже компания Картье представила изделие, которые показывали точное время в Париже, Лондоне и Нью-Йорке - именно там находились штаб-квартиры компании.
В 1919 году ювелиры поучаствовали в создании первых тонких наручных часов. Они получили название «Танк» в честь американского танкового корпуса, воевавшего во Франции в годы Первой мировой войны. Часы вышли под стать своему названию и смогли выдержать испытание годами. «Танк» носила Джекки Кеннеди (Онассис), их носит Элтон Джон, а модные журналы вообще говорят, что у американского писателя Трумана Капоте было вообще шесть таких изделий.
Постепенно стал меняться стиль бренда и его стратегия. Повлияли на это Первая мировая война, Великая депрессия 1929 года, а затем и Вторая мировая война - общество заметно изменилась. Времена аристократов прошли - им на смену пришли бизнесмены. Они все чаще выбирают не просто престижные и дорогие вещи, но еще и максимально удобные. У «Картье» появляется большой ассортимент функциональной продукции. Из дорогих материалов выпускаются зажигалки, часы и ручки.
Они предлагаются к массовой продаже, насколько такое понятие вообще применимо к продуктам бренда. В 1945 году фирму «Cartier International» возглавил Пьер Картье. В 50-е годы была разработана овальная модель часов «Baignoires», а ведь такую форму рассматривали еще в 1912 году. В последующие несколько десятков лет бренд выпустил немало красивых и функциональных моделей часов: «Crash Watches», «Reverso» и «Ceintures».
В 1960-е годы фирма уже потеряла свой семейный характер. В 1972 году один из руководителей компании, Ален-Доминик Перрен, организовал переделку всей дистрибьюторской политики. Так появилось новое направление, «Must». Теперь изделия от знаменитого бренда, кроме ювелирных украшений, продаются не только в фирменных магазинах, но и в специальных отделах магазинов роскоши. Компания начинает разрабатывать новую продукцию - платки, ремни и сумки.
Это позволило приобрести новых клиентов, в итоге новое направление стало приносить до трети общего дохода Картье. В 1979 годы все дочерние компании фирмы объединились в один концерн «Cartier World». В 1981 году бренд пришел на парфюмерный рынок, выпустив духи «Must». В 1987 году появился продукт «Pantere», а в 1995 - «So Pretty». Тем не менее Картье все равно основной упор делает на ювелирные изделия.
В 1982 году благодаря Картье появился новый стиль - «Nouvelle Joallerie» («новое ювелирное искусство»). В основе его легла все та же вечная классика, стилизованная в соответствии с новыми реалиями. Традиционные формы сочетаются с современными, однако от эпатажа и модерновости изделия по-прежнему избавлены. А в 1993 году бренд Картье стал частью концерна «Richemond», который специализируется на создании предметов роскоши.
Сегодня Cartier представляет собой уже не одну единую компанию, и даже не три-четыре. Бренд объединяет сразу 14 компаний, каждая из которых выпускает свой уникальный товар - аксессуары, часы, ювелирные изделия. Их объединяет не только имя.
Все товары, выпускаемые под маркой «Картье» воплощают роскошь в высшем ее проявлении, богатство и власть. Даже сама компания не смогла устоять перед красотой собственных же изделий. В последнее время «Картье» стала выкупать собственные же шедевральные творения, характерные для того или иного периода своего развития.