Корней Иванович Чуковский (он же Николай Корнейчуков) - личность, в моем понимании, загадочная. Его детские стихи знают наизусть многие. В школах их изучают, в садиках. Мой ребенок недавно играл Комара. Рубил голову Пауку, пока тот опутывал клокастыми ватными нитями ковырявшую в носу Цокотуху. Так вот. Я не совсем понимаю, почему мы читаем К.И.Ч. из поколение в поколение. Ведь его сказочки - повод для ночных кошмаров. И неважно, что все в них заканчивается благополучно: чудовищные образы уже постучались в детскую головку (пускай, малыши не воспринимают их буквально). Это вам не приключения Свинки Пеппы, нет… тут без стресса не обойдешься. Вот - кратенько - четыре «чуковские» истории для деток.
1. История о том, как Муха незаконно присвоила денежные средства и о том, что из этого вышло
Корней Иванович представляет нашему вниманию один день из жизни Мухи Цокотухи.
Гуляя в поле, госпожа Цокотуха обнаружила обороненные кем-то деньги. Не попытавшись найти владельца, она отправилась их тратить. Приобрела самовар, чай рассыпной, молоко, кренделя, варенье.
Далее она устраивает, так сказать, party: приглашает тараканов, букашек (ассорти), блох, бабочку и зачем-то пожилую пчелу. Из текста непонятно, была ли Муха знакома с этими личностями раньше.
Тараканы и букашки заявляются с пустыми лапками и ведут себя бесцеремонно, «все стаканы выпивая». Блохи, как выясняется, в неадеквате: притащили Мухе к чаю сапоги. Да еще и с золотыми (!) застежками (местечковые олигархи?). Лишь Пчела выглядит вменяемой со своим медом.
Среди приглашенных также замечен кузнечик-гуманоид.
«Пора прописать конфликт» - решает Корней Иванович и выпускает на сцену новый неоднозначный персонаж…
То ли это сексуальный маньяк, то ли борец за справедливость (ниже - подробнее); так или иначе, но старый Паук (видимо, из приглашенных) без околичностей волочет Муху «в уголок». На просьбы о помощи ни одна тварь не реагирует (особенно возмущает поведение человекообразного кузнечика, сделавшего ноги сразу же). Меж тем намерения у Паука явно серьезные: оплел веревками Мухе конечности и - далее по тексту:
«Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у нее выпивает".
Все это - молча и с ухмылкой.
Можно себе представить состояние Мухи. Она, конечно, «криком кричит, надрывается». Ее легко понять.
Но обратимся к альтернативному видению ситуации.
Пожилой Паук потерял свою месячную пенсию в поле. Какая-то «прошмондовка», прости Господи, подобрала кровные и накупила себе всякого барахла, чтобы «оторваться» с тараканами. Паук, понимая, что взывать к совести у этой молодежи бесполезно, решил вершить свой суд, как делал в гражданскую пауковую войну. Он явился на вечерину и… Забегая вперед, напомню: один молодой да ранний с носом, похожим на шприц, отсечет дедушке седую голову. Нормально?
А вот и развязка: появление Маленького Комарика (мал размерами или возрастом?). Он летит «откуда-то», впрочем, все равно, откуда. В руке у него - фонарик (может, он шахтер?). Прокричав, что когтей злодея он не боится (самовнушение? самопиар?), Комар (ик), вооруженный саблей, срубает голову Пауку «на всем скаку» (он конный?).
Далее - натуральный Болливуд, Индия в чистом виде.
Комар ведет Муху к окошечку (при чем тут оно?) и сообщает, что хочет жениться. (Тут опять встает вопрос - он возрастом-то вышел?) Ну это просто мечта любой Мухи - пришел, спас, готов к браку.
В лучших традициях индийских фильмов все поют и пляшут.
Я все о Мухе думаю. Она же травмирована и морально, и физически. Да еще и срубленная голова, кровища (или что там у пауков). Да и вообще, маньяк - не маньяк, а все ж живое существо, причем, в возрасте. Словом, то ли Мухе ужасно замуж хотелось, то ли Комар просто продавил свое, но свадьба, похоже, состоялась.
На месте Мухи я бы сперва повстречалась с Комаром. Ну хотя бы пару часов. Потому как жизнь у них короткая, конфетно-букетный период не следует затягивать, иначе сдохнешь раньше, чем забеременеешь.
И последнее. Не хочется тут социальный расизм разводить, но брак Мухи с Комаром - это мезальянс.
Подводя итог, скажу одно: у Корнея Ивановича тут мало того, что - ужастик, еще и герои отвратительные: Паук, Муха, Комар, про тараканов молчу. Я голосую за панд. Панда пошла по лесу, нашла, купила, пригласила. Другая Панда на нее напала. Третья Панда дала Второй по голове бамбуковой палкой. Первая и Третья Панды поженились. По-моему, лучше.
2. Повесть о краже солнца Крокодилом и его конфликте с другими животными
Это - батальное полотно. Картина столкновения частных и общественных интересов.
С одной стороны - совершенно асоциальный тип Крокодил, то ли жаждущий власти, то ли просто неуравновешенный, с другой - население Леса.
Как известно, Крокодил проглотил солнце. В связи с этим в Лесу (читай - на Земле) наступила темнота и вышел на поверхность бандитский элемент (пучеглазые раки, бешеные волки, шальные собаки, черные совы).
По тексту:
«Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют".
О том, как выглядит место действия - Лес - мы узнаем из деталей: овраги, канавы, коряги. Болото.
Именно здесь, в болоте, Корней Иванович знакомит нас с главным героем истории - Старым Медведем. Вместе с Медведицей (неопределенного возраста; то ли жена, то ли дочь) они дружно ищут медвежат.
«А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?""
Но
«Только черные совы из чащи
На нее свои очи таращат".
Когда я детям читаю, то эпизод про шальных собак опускаю. Понятно, что малявочки должны знать: жизнь прожить - не поле перейти и денежку найти, тут и собаки бывают. Но я пока не готова внедрять это ощущение в их очень юное сознание. Да и пессимизм Медведицы мне лично не слишком симпатичен.
Довольно быстро Корней Иванович выводит на сцену двух Баранов-активистов.
Те «стучат в воротА» (что ворота делают в лесу?) и принимаются агитировать лесных жителей расправиться с наглой рептилией. В результате четвероногие решительно направляются к берлоге Косолапого с целью натравить его на Крокодила. Звери с порога обвиняют Медведя в несопротивлении злу насилием и в сосании лапы; более того: называют пожилое животное лодырем, что само по себе не комильфо. (Вопрос, как Медведь оказался в берлоге, ведь он без конца наворачивает круги у болота, плачет, ревет, зовет медвежат?) Необъяснимым кажется и тот факт, что Медведь, пусть и убитый горем, отказывается сражаться с Крокодилом: ему «неохота». Благо, Зайчиха оказывается прирожденным коучем: ее настойчивые требования исцарапать Крокодила, разорвать на части, из пасти вырвать солнышко вразумляют Мишу: он, рыча, бежит к Большой Реке.
В Большой Реке лежит Крокодил с солнцем в животе и светится. Медведь без предисловий рептилию толкает, угрожает переломать пополам и обзывает свиньей («сытой хавроньей»).
Но Крокодил и ухом не ведет. Воображая себя безнаказанным, он смеется и сообщает, что при желании догонится Луной. (Нарывается.)
И вот финал.
Медведь применил силу, и Крокодил - как это часто случается - струсил, «завопил, заголосил» и главное, перестал контролировать блокировку пасти. Солнце вывалилось.
Далее - опять Болливуд, песни, танцы.
Широкими мазками Корней Иванович набрасывает идиллическую картину: птицы, щебеча, летают за букашками; зайцы кувыркаются и скачут; медвежата «как веселые котята» (!) бегут к Дедушке. Зайчики и белочки, мальчики и девочки благодарят Мишу за то, что он наконец вынул лапу изо рта, оторвал попу от своего болота и что-то сделал на благо общества.
Дальнейшая судьба Крокодила неизвестна.