Когда-то наш город, а точнее, градообразующий Сибирский Химический Комбинат (СХК), называли главным алмазом в структуре Росатома. Крупнейший из закрытых городов и единственный, который описывался ёмким узкотехническим термином: «Предприятие полного цикла». Но это всё в прошлом. Годы дружбы с США и Европой и последующих оптимизаций, инноваций, приватизаций превратили, как комбинат, так и город, в территорию опережающего развития - ТОР! Мы с опережением пытаемся всё уничтожить! И, надо сказать, это у нас отлично получается.

За годы реформ здесь закрыли минимум четыре школы.

Сам я застал начало эксперимента с ЕГЭ (выпуск 2002-го). Тогда в нашем регионе было 2 экзамена ЕГЭ. Один обязательный - математика и на выбор - химия. Целый год на уроках мы решали различные тесты и почти не занимались программой. «Нам главное, чтобы Ваши дети написали ЕГЭ выше двойки, чтобы к школе, директору и учителям не было претензий».

На вопросы родителей, которые понимали, что при таком подходе, обучение будет однозначно платным, ответом было: «Нанимайте репетиторов».

Сейчас эта схема полностью сформировалась и получила финальный вид: «Хочешь сдать ЕГЭ и поступить, куда планировал - готовь деньги на репетиторов. Лучше с 10-го класса».

Среднеспециальное или среднетехническое образование изменилось не меньше. Раньше было просто. Закончил «фазанку» или «технарь» - распределение на комбинат или в городские предприятия. Сейчас в профтехучилища идёт 2 типа абитуриентов: народ, который и учиться особо не желает, да и работать уже не хочет, в виду неоднократных посещений местного УВД, по малолетке. Вторая часть - те, кто понимает, что высшее образование - не нужно вообще.

С ним - с высшим образованием - самая интересная история.

Для меня было большим удивлением, что многие институты и университеты перешли на западную систему оценок. Особенно те, которые не имеют мировой аккредитации. Зачем? Так интересно ведь в зачётках детей знакомых видеть оценки по экзамену «A», «B» или «С». Просто выполнение «квеста», а не учёба. Моя альма-матер - СГТА, ныне Северский технологический институт, национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Помню, когда мы поступили в 2002 году - нам усердно, из года в год, рассказывали: «Ребята, у нас профильный институт. Вот-вот начнёт строиться Северская АЭС! Она заменит 3 остановленных из-за дружбы с западными партнерами реактора. То есть производство оружейного плутония нам уже не нужно будет никогда, да и, а для производства электроэнергии и тепла - есть ТЭЦ, (аж 1953 года выпуска)!» Но ведь в город приезжал сам Кириенко! Восхищался нами! Стучал в грудь кулаком и говорил: «Северской АЭС - быть». Были названы сроки пуска первого реактора 2015−2017 год.

Время шло, студенты учились, приближался выпуск.

Первыми с реальностью столкнулись выпускники с периодом обучения в 5 лет (электрики и механики). Вручив им дипломы в 2007-м году, руководство предложило искать работу САМИМ. А обстановка по предприятиям - крайне напряженная. Благодаря реформам в РосАтоме комбинат лихорадило. Все в городе зависели от него. К тому моменту наш город и область потеряли одно из крупнейших в Сибири строительных предприятий - «Химстрой». В его состав входили целые Строительно-Монтажные Участки, автобазы со складами всех размеров, железнодорожными ветками, кранами. Тысячи людей остались никому не нужными, они не вписывались в новые реалии. Многие другие предприятия нашего города тоже исчезли. Работы для выпускников нет.

Вторыми «с неправильным пониманием толкований» столкнулись выпускники с периодом обучения в 5−6 лет (химики и физики). К этому моменту был закрыт 45-й объект, с реакторами АДЭ-4 и АДЭ-5. Понятно, что закрытый объект тоже функционирует, но персонала на его обслуживание нужно всё меньше и меньше. Увольнения, сокращения. Потом приватизация - из ФГУП он превратится в АО.

В общем, своих специалистов бы удержать, а тут эти безграмотные придут. Нет, не нужны нам выпускники никакие. Да и свои дети, опять же, подрастают.

В итоге рассовали людей по всем объектам РосАтома, в разных городах и сёлах, вплоть до атомного ледоходного флота. Те, кто решил остаться в родном городе - предоставлены сами себе.

Как-то, но устроились. Особенно тяжко пришлось девчатам. Благо продавцы, кассиры и менеджеры нужны везде и всегда. Вот только зачем при этом учиться на технических специальностях по 6 лет, а иногда платно? По профилю работают единицы.

А теперь про новое поколение.

Им опять рассказывают про атомную станцию и про большие зарплаты. Преподаватели нового образца дают только тот минимум, который надо дать. Что-то дополнительное не входит в «сложность нагрузки» или «интенсивность нагрузки» - новый термин. У молодых преподавателей - знаки долларов в глазах. Большинство совмещает работу в институте с каким-то бизнесом.

Уходящее поколение советской и ранней постсоветской эпохи с тоской смотрит на происходящее вокруг. Как-то встретил своего преподавателя, через несколько лет после выпуска. Настоящий Специалист, с большой буквы. Я в конце беседы спросил: «А как с финансированием, оборудованием, лабор аториями, распределением кадров?»

Ответил он мне старой поговоркой: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».

Общий итог моей истории:

«Образование, даже самое лучшее и бесплатное, без дальнейшей возможности работы по специальности теряет свой смысл. Также оно теряет его при работе за еду, в рабских условиях».

«Нельзя жить без будущего и веры в светлое будущее».

С уважением, Павел.