Как я и предсказывал, нефть продолжает расти. В моменте она допрыгивала до 57,5 долларов за баррель, сейчас же нефть разминается на отметке 55,5, готовясь поступательно идти наверх. Рубль также чувствует себя неплохо: на днях он осторожно переступил грань в 61 рубль за доллар, и, если всё пойдёт по плану, вскоре мы сможем наблюдать на табло обменников курс в 50−60 рублей за одного зелёного.
Стратегическая причина роста нефти понятна. Мы выкачиваем нефть из-под земли, а не закачиваем её под землю - нефти становится с каждым годом всё меньше, и добывать её приходится всё более дорогостоящими методами. Во втором квартале 2017 года с большой долей вероятности начнётся эпоха дефицита нефти: добываемой нефти не будет хватать на всех покупателей. Вполне очевидно, что рынок отреагирует на недостаток нефти повышением цен на неё.
На всякий случай замечу, что есть и сценарии, при которых нефть имеет шанс на какое-то время остаться дешёвой. Так, например, если полопаются итальянские и немецкие банки - а это вполне вероятно - финансовый кризис может так ударить по экономикам Запада, что те просто не смогут покупать нефть, хоть и будут нуждаться в ней. Тогда нефтяные цены могут даже временно понизиться.
Впрочем, повторюсь, в любом случае мы находимся в неустойчивом переходном периоде, когда нефть продаётся дешевле себестоимости добычи. Бесконечно долго он продолжаться не будет.
Теперь о том, почему нефть пошла в рост именно сейчас.
Всё дело в арабах. Последние два года арабы играли с американскими сланцевиками в традиционную русскую игру - шли на таран, ожидая, кто же отвернёт от столкновения первым.
В 2015 году арабы резко понизили цены, ожидая, что планово-неэффективные сланцевики не выдержат работы в минус и поразоряются. Их расчёт частично оправдался - большая часть сланцевиков находится уже в банкротном или в предбанкротном состоянии, и даже возвращение нормальных цен на нефть не позволит им свести концы с концами.
Было бы, конечно, надёжнее, если бы арабы выдержали ещё полгода, тогда сланцевики позакрывались бы капитально… сейчас же получилось то, что бывает после преждевременного прекращения курса антибиотиков. Те немногие сланцевики, которые выживут, станут сильнее и устойчивее. Они будут осторожнее брать кредиты и опираться на так называемые «свит-спотс», на самые сладкие участки, из-под которых дешевле всего выкачивать нефть. Даже повторное понижение цен этих выживших сланцевиков уже не добьёт, они заматерели и выработали устойчивость к низким ценам.
Полагаю, арабы и сами это отлично понимают… беда однако в том, что запас прочности у арабов оказался категорически недостаточным для тарана. Кроме нефти-то они ничего не производят, а всю эту ораву принцев и прочих бездельников надо кормить - вне зависимости от колебаний цен на бирже. Страшно сказать, в некоторых нефтяных странах начали уже даже аккуратно отменять пособия. Ситуация стала нестерпимой, ещё немного, и начались бы процессы дезинтеграции, распада государств. Арабам пришлось спешно отворачивать руль, оставляя тем самым американским сланцевикам пространство для уклонения.
Россия наблюдала за этим шоу со стороны, нас устраивал любой исход событий. Есть довольно устойчивый миф, согласно которому Россия критично зависит от цен на нефть, причём чуть ли не с советских времён. Это, конечно же, не более чем миф.
Нефть и вправду важна для нашей экономики, однако периоды низких цен мы, в отличие от нефтяных стран, переживаем достаточно спокойно. Для справки, даже в федеральном бюджете (который составляет примерно половину от общего бюджета) доля нефтяных доходов составляет сейчас всего лишь около 40%. Это не критично.
Некоторые горячие головы заявляют, конечно, что здоровая экономика не должна зависеть вообще ни от чего… но, коллеги, давайте включим логику. У любой экономики есть некий хребет, на который она опирается. Если бы экономика России опиралась на сектор IT, мы бы ровно так же зависели от цен на IT-продукцию. Если бы особенно велик был сектор, скажем, сельхозпродукции, мы бы зависели от конъюнктуры на продовольственных рынках.
Само собой, нужно делать так называемую «диверсификацию», нужно стараться перерабатывать возможно больше нефти на своей территории. Это всё понятно, и всем этим российские власти занимаются - те же нефтеперерабатывающие заводы строятся в огромных количествах.
Однако даже и сейчас, когда нефтяная отрасль развита в России сильнее прочих, критично от цен на нефть мы не зависим. Даже если экспорт нефти будет остановлен завтра полностью, наша экономика не схлопнется - мы просто плавно откатимся по величине доходов на уровень начала 2000-х годов.
Теперь, после этого необходимого отступления, вернёмся к действиям арабов. На планете сложилась ситуация, когда нормальные цены на нефть стали нужны всем главным игрокам. Арабским нефтяным странам - так как нехватка денег стала невыносимой. России и прочим менее завязанным на нефть государствам - так как продавать дороже лучше, чем продавать дешевле. США - так как глобалисты потерпели сокрушительное поражение на выборах, а Доналду Трампу интересы местной нефтянки, скажу мягко, не совсем чужды.
Напомню, Дональд Трамп выбрал новым госсекретарём США Рекса Тиллерсона, главу крупнейшей в мире нефтяной компании Exxon Mobil.
Рекс Тиллерсон не только заинтересован в том, чтобы нефть стоила дорого, но и имеет нормальные отношения с Россией. Четыре года назад Владимир Путин наградил мистера Тиллерсона орденом Дружбы за «большой вклад в развитие и укрепление сотрудничества с Российской Федерацией».
Казалось бы, в этой ситуации можно было бы взять и повысить цены на нефть… однако нефтяные цены устанавливаются на биржах, а биржам для повышения цен необходим внятный сигнал. Таким сигналом могло бы стать ограничение предложения - если бы главные нефтяные страны планеты смогли о нём договориться.
Загвоздка состояла в том, что, например, Саудовская Аравия и Иран имеют весьма сложные отношения, друг другу они категорически не доверяют, и договориться друг с другом они не могут. Ограничивать же добычу нефти самостоятельно, без оглядки на других игроков, арабам очень не хотелось - деньги и часть рынка они потеряли бы точно, а к повышению цен это, возможно, и не привело бы.
Как арабы вышли из ситуации? Они обратились к самому уважаемому на планете политику, к Владимиру Путину, дабы тот выступил в привычной для себя роли гаранта и проконтролировал выполнение всех договорённостей.
Дальше всё было делом техники. Министр
Также сегодня стало известно, что Иран и Россия подписали меморандум о сотрудничестве в области нефти. Это значит, что некие договорённости по участию в операции по сокращению добычи были достигнуты и с Ираном. Вероятно, в случае с долго находившимся под санкциями Ираном речь идёт не о физическом сокращении добычи, а о временном отказе от попытки отобрать у Саудовской Аравии её рынки.
Само собой, контролировать соблюдение странами соглашения будет российская комиссия. Нам доверяют все участники.
Скажу больше. Полагаю, арабы были так напуганы периодом сверхнизких цен на нефть, что они даже не будут пытаться сжульничать. В конце концов, любому ясно, что лучше продавать 10 млн баррелей по 60 долларов, чем 10,5 млн по 50 долларов за баррель.
Напоследок скажу пару слов о нашем славном рубле. Мой прогноз остаётся прежним - Центробанк постарается удержать курс в интервале от 50 до 90 рублей за доллар. Так как нефть пошла в рост, стоит предположить, что рубль начнёт вскоре стучаться в нижнюю планку диапазона, в 50 рублей за доллар. Со стороны ЦБ было бы логично начать в этот момент выкупать с рынка лишние доллары за свеженапечатанные рубли - ведь если рубль укрепится сильнее, от этого пострадают позиции отечественных производителей.