ПРОЛОГ. Музыка, таинство ее создания объединяют Моцарта и Сальери.
МОНОЛОГ МОЦАРТА. Жизнь с ее радостями и горестями, воспоминания о прошлом и думы о будущем, размышления о радости бытия и счастье любви воплощены в музыке Моцарта.
МОНОЛОГ САЛЬЕРИ. В своем творчестве Сальери прежде всего ищет форму выражения музыки.
ДУЭТ МОЦАРТА И САЛЬЕРИ. Моцарт рад встрече с другом. Он спешит поделиться с Сальери своим новым замыслом. Щедрость чувств, искренность мысли, простота их выражения недоступны Сальери.
ДУЭТ САЛЬЕРИ С ЧЕРНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. Зависть входит в душу Сальери. Он понимает величие простоты и непосредственности Моцарта, но тем больше начинает ненавидеть его. Темная часть его души - Черный человек - воплощение зависти и ненависти - подчиняет себе Сальери.
ТРИО МОЦАРТА, САЛЬЕРИ И ЧЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА. Разум говорит Сальери, что никогда ему не достигнуть гения Моцарта, но Черный человек заставляет разум замолкнуть. Моцарт чувствует присутствие Черного человека, вошедшего в их дружбу с Сальери, предчувствует наступление тревог жизни, несправедливости, невоплощенных замыслов, смерти. Он пытается отвлечь Сальери от Черного человека гармонией, красотой музыки, но новое совершенное создание Моцарта еще больше ожесточает Сальери: лишь смерть Моцарта избавит Сальери от сознания невозможности достичь моцартовского совершенства в творчестве. Сальери наливает яд в чашу и предлагает ее Моцарту как чашу дружбы. Моцарт доверчиво выпивает ее, стремясь вернуть доброту отношений. Но яд начинает действовать. Моцарт просит Сальери помочь ему, и вдруг замечает за спиной Сальери Черного человека. Он понимает, что умирает, что Сальери убил его. Сальери торжествует - умер Моцарт, умрет и его музыка, останутся лишь Сальери и его произведения.
ЭПИЛОГ. Но все сильнее и сильнее звучит музыка Моцарта, прославляя в веках бессмертный гений ее творца.