Очень сложно объяснить чувство Родины тому, у кого его нету и не было… Как объяснять слепому про цвет. Или даже не слепому… Я все вспоминаю грузинского писателя руками, которому очень нравилось чувство единения украинцев - и при этом от аналогичного чувства единения русских его колдобит, будто он денатурату выпил. Оно на самом деле не удивительно: у человека нет чувства Родины, а когда так - то все начинается и заканчивается на эстетике и политике. Украинцы грузинскому письменнику более эстетически и политически приятны, поэтому у них дивное чувство единения, даже когда они СУГС орут и зигуют, а русские - нет, поэтому у них зверомордые рабские пляски дикарей, даже если они приветливо улыбаются и машут флажком.
Собственно, и патриотизм, который не идет дальше эстетики и политики - на редкость противен. И ты, опять же, не можешь объяснить человеку обычно, что с ним не так. Он же тут рубаху на груди за Родину рвет, причем атдуши. Но если такие вещи, как любовь к своей земле, к своей стране, к своему народу - имеют под собой не больше, чем боление за Зенит или фанатение по группе Айрон Мейден, то они выглядят уродливо. Мелкие чувства и дела по отношению к чему-то несравненно большему. Как сведение Пасхи к покраске яиц, а поста - к жеванию силоса в течение полутора месяцев.
Понимаете, вот вам, лично вам - в детстве пели про серенький волчок и котенька-коток, лично вам рассказывали про колобка и читали про рыбака и рыбку, лично вы, как только научились говорить и понимать первые слова, получали совершенно уникальный опыт, который может получить только тот, кто родился в России и у русских родителей. И вы в то же самое время разделяете этот уникальный опыт еще с сотней миллионов человек. Которые способны с полуслова понять вещи, непонятные в принципе никогда и никак не то что китайцу, а даже англичанину, с которым вы в значительной мере делите культурный опыт.
Это несравненно больше не только эстетики, но и собственно культуры, это больше и общей истории. Это мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. И либо ты это воспринял в детстве, либо не воспринял вообще никогда и никак. Люди, не разделяющие со своим народом этот опыт - не смогут превратиться в представителей другого народа. Те, кто не сумел в детстве стать русским - не станут французами или испанцами. Они так и останутся недорусскими. Если только не сумеют вернуть эти ощущения себе сознательно, не просто узнать, а принять и прочувствовать то, что чувствуют соплеменники - превратить склад бездушной информации в голове в живой опыт.
Но даже и это еще не все… Чувство Родины проникает еще глубже. Чтобы укорениться в своей родной земле по-настоящему, прямо от земли и следует начинать. Я недавно думала, слушая, как щебечут прилетевшие по весне птички в деревьях: а ведь в тех краях, где они зимуют, эти птицы - зимние… Никакого «грачи прилетели», никакого «ласточка с весною», никакой этой привычной весенней радости - листочки распустились, птички защебетали… Люди обитают в ДРУГОЙ ВООБЩЕ РЕАЛЬНОСТИ. С рождения. Понимаете, такие вещи - они не определяются совершенно никак политиками, государственным строем, социальными концепциями, культурными паттернами. Просто ты с детства вырастаешь из земли особого цвета и особой формы. А другие люди - вырастают из земли совсем другого цвета и совсем иной формы. И все остальное, что растет на этой земле - тоже совсем иное у них. Твое обычное, обыденное, въевшееся едва не с младенчества в клетки мозга «пришла весна, запели птички» - на самом деле уникальное. Делающее тебя - тобой. Не марокканцем и не тайцем, не аргентинцем и не мексиканцем.
И вот это вот чувство уникальности твоего собственного обыденного - и радости от обладания этим обыденным, вот именно оно и есть чувство Родины. Если тебе твое обыденное, в котором ты родился и вырос, безразлично или неприятно - то и появляется желание «свалить из клятой Рашки». Чужая обыденность похожа на сладкий десерт, а собственная - на серую баланду. Фу, дрянь какая, всю жизнь эту гадость жру, сколько можно уже, сил нет никаких… То ли уехать, то ли превратить Россию в не-Россию, где все это постылое прекратит быть. Только чаемый результат недостижим. Чтобы его достичь, нужно умереть и переродиться заново человеком иной национальности. Иначе никак.
Поэтому те, кому окончательно постыло, уехав, продолжают следить неотрывно, что тут у нас происходит, раздражаться, ненавидеть, ругать - потому что все равно русские. Только не принимающие этого в себе. Тот же комплекс неполноценности, но в приложении к национальной принадлежности. «Я себе не нравлюсь таким, какой я есть - мне бы хотелось быть кем-то другим». И объяснить - невозможно. Невозможно объяснить человеку, страдающему от нелюбви к себе, что такое «принимать себя» и «любить себя таким, как есть». Он будет видеть в этом либо лицемерие, либо гордыню, либо потакание собственным порокам. Либо - если речь идет о том, кто от него отличается - считать, что вот тому-то чуваку есть чем гордиться, вон он какой! Не то что мы, уроды сиволапые…
Пожалейте людей, в общем. Им же на самом деле от себя самих тошно. И нужно им на самом деле не революцию и «демократические реформы», не в эмиграцию уехать - а хорошего психотерапевта.