Анжелика Кауфман

С небольшого овального портрета на нас смотрит миловидная молодая женщина, одетая с безупречным вкусом по моде 18-го века. Взгляд ее карих глаз серьезен, но в уголках губ скрыта едва заметная улыбка. Дама держится просто, без высокомерия, но во всем ее облике чувствуется спокойное достоинство и благородство.
Знакомьтесь, это Анжелика Кауфман! Что ж, дорогой читатель, вас ждет интересная история, ведь жизнь этой женщины напоминает роман, написанный в стиле блестящего 18-го столетия. Анжелика Кауфман родилась в то время, когда уделом женщины были: кухня, дети и церковь. Но ей повезло, ее отец был художником, и потому с рождения Анжелике была уготована другая участь. Природа щедро наградила девочку талантами: у нее были безупречный слух и прекрасный голос, но карьере певицы она предпочла стезю живописца и весьма преуспела на этом поприще. Уже в 12 лет юная художница создавала портреты, которыми восхищались при Миланском дворе. А в 22 года она удостоилась высокой оценки своего творчества самого Винкельмана, знаменитого немецкого историка искусства, имевшего огромное влияние на современные умы. Самый удивительный успех ждал Анжелику Кауфман в Англии, куда она приехала в 1766 году. Очень быстро художница снискала расположение королевского двора и уважение среди аристократов. Все отмечали ее «превосходный римский вкус», под которым подразумевалась приверженность принципам классицизма. И все придворные считали совершенно необходимым портретироваться у нее. Кстати, ее лучшие работы принадлежат именно к жанру портрета. Прекрасно передавая сходство, она умела слегка подкорректировать внешность, придать даже не очень красивому лицу некую очаровательную привлекательность.
Заслуги молодой художницы были столь высоко оценены, что Королевская Академия художеств приняла ее в свои ряды. Более того, она стала одним из основателей Академии и единственной женщиной в ней. Этому немало способствовал президент Академии Джошуа Рейнольдс, очарованный не столько талантом Анжелики-художницы, сколько ее женской прелестью. Она была хороша собой, очень пропорционально сложена. А взгляд ее нежных глаз обладал какой-то магической силой. Рейнольдс испытывал к Анжелике больше, чем дружеские чувства и, как утверждает молва, предлагал ей стать его супругой. Однако она не приняла столь лестное предложение. Почему? Возможно, из боязни стать бледной тенью признанного мэтра, который обладал гораздо более глубоким талантом, чем она.
У Анжелики было немало поклонников, один из них носил громкую фамилию шведского графа Хорна. Он считался знатоком искусства и тратил немало денег на покупку картин. Появившись в мастерской Анжелики Кауфман, граф буквально обворожил ее своими похвалами, хоть она и была к ним привычна. Вскоре молодая женщина стала его невестой. Однажды Хорн пришел к художнице в полном отчаянии. Ему грозит смерть, говорил он, его подозревают в серьезном политическом преступлении, которого он не совершал. Только брак с Анжеликой и ее заступничество за него перед королевской семьей могут его спасти. Влюбленная и не искушенная в интригах девушка поверила всему и поспешно обвенчалась с ним. Вскоре выяснилось, что она вышла замуж за авантюриста, который жил под разными вымышленными именами и добывал деньги отнюдь не честным способом. Мнимый граф Хорн был ей подставлен в женихи из мести одним английским лордом, отвергнутым художницей. Когда обман раскрылся, брак был расторгнут.
В Лондоне Анжелика Кауфман прожила 15 лет. Здесь она начала писать картины на мифологические, библейские и литературные сюжеты. Эти работы имели большое значение для развития английского искусства.
Устав от северных туманов, в 1781 году Анжелика вернулась в Италию. Она стала членом венецианской Академии художеств, вышла замуж за живописца Антонио Цукки, друга ее отца, и обосновалась в Риме. Здесь судьба ей подарила встречу с великим немецким поэтом Гете. Он по достоинству оценил богатый духовный мир художницы и отмечал ее «огромный и для женщины невероятный талант». Долгое время их связывала нежная дружба, которая не прервалась и после его отъезда из Рима. Анжелика написала портрет Гете, который относится к числу самых блестящих ее произведений 1880−90-х годов. Вероятно, в эти же годы и тоже в Риме был создан ее автопортрет. В то время ей было 40−45 лет, но на картине она выглядит значительно моложе. Кстати, это полотно находилось в собрании известного мецената и коллекционера князя Юсупова. Анжелика написала для него еще несколько произведений на мифологические сюжеты, все эти работы ныне хранятся в Эрмитаже.
Среди заказчиков Анжелики Кауфман были и будущий император Павел I с супругой, и племянница Потемкина знаменитая красавица графиня Скавронская, и даже Екатерина II. Свободное владение французским, немецким, английским и итальянским языками значительно облегчало общение художницы с именитыми заказчиками. Анжелика Кауфман вообще слыла одной из самых образованных женщин Европы.
Доказательством того, что и сегодня к творчеству Анжелики Кауфман не утрачен интерес, может служить большая выставка ее произведений из крупнейших музеев мира и частных собраний, состоявшаяся в 1999 году на ее исторической родине, в Германии, в самом престижном месте - мюнхенском «Доме искусств».