Роман в письмах длиною в 17 лет
Почему нам интересны любовные истории великих людей?
С одной стороны, они подтверждают тот факт, что все люди одинаковы и ничто человеческое им не чуждо. С другой - их примеры могут служить своеобразным камертоном, с помощью которого проверяется чистота звука. Ведь гении не просто люди, они знают о мире что-то такое, что неизвестно обычному человеку. И то, как они себя ведут в любви, помогает нам откорректировать собственные поступки и взгляды.
Сегодня я расскажу о любви великого французского писателя Оноре де Бальзака и польской аристократки Эвелины Ганской.
Мечты о богатстве
Бальзак принадлежал к небогатому роду, корни его - из семьи крестьянина по прозвищу Бальса, обитавшего на юге Франции. Отец писателя, старший сын в многодетной крестьянской семье, всю жизнь пытался выбраться из бедности и мечтал разбогатеть. Научившись писать у сельского кюре, он стал секретарем в канцелярии короля Луи XVI и придумал, как возвыситься. Недолго думая, переделал свое прозвище Бальса (высокая скала) на более благозвучное - Бальзак. Добавил дворянское «де». Так возникла аристократическая фамилия Оноре де Бальзака, которая к дворянам не имела никакого отношения.
Любовь к деньгам и жажда разбогатеть всю жизнь сопровождали не только героев многочисленных романов Бальзака, но и его самого. И не раз играли с ним в довольно опасные игры.
А началось все с того, что родители, занятые накоплением богатств и доказательством своего высокого дворянского происхождения, отдали мальчика в приют, а потом в закрытый Вандомский колледж с суровыми условиями надзора и телесными наказаниями. Оноре чувствовал себя одиноким и отвергнутым. Единственным спасением для него были книги. Он читал много и бессистемно. Но именно тут у него впервые появилась мысль о том, что можно зарабатывать с помощью литературы.
Об этом он и заявил родственникам, которые ждали, что после посещения лекций на юридическом факультете в Сорбонне Оноре откроет нотариальную контору и будет зарабатывать как юрист. Два года дал отец неразумному сыну, заявившему, что он станет писателем, чтобы тот доказал свою состоятельность и написал бы хоть что-то.
Оноре забрался на чердак и с головой погрузился в творчество. Писал сутками. Исписывал несколько гусиных перьев за день. Измарал огромное количество бумаги. Такой работоспособности можно было только позавидовать. Позднее он назовет эти свои литературные опыты «сущим литературным свинством» и будет стыдиться их. Но тогда он пламенно верил в свой успех и ждал быстрого обогащения.
Когда на семейном совете, куда для вынесения вердикта были приглашены известные в семейном кругу литераторы, он прочитал свою трагедию «Кромвель», написанную ужасными виршами, иллюзии рассыпались. «Литература - это не для тебя», - таким был безжалостный приговор родных.
Но Оноре де Бальзак сдаваться не собирался. Тем более на создание шедевров было потрачено столько сил. Он решает продолжить писать и попутно заняться издательской деятельностью. Берет в долг огромную сумму (45 тысяч франков, взятые им в долг, он выплачивал до самой своей смерти) и начинает издавать свои собственные и чужие романы. Мало смысля в коммерции, вскоре прогорает как издатель. Берет новые кредиты и попадает в полную зависимость от тех, кто уже начал замечать в его романах зерна настоящего бальзаковского реализма. Сам того не заметив, в результате упорного труда, он отточил перо, понял, как надо писать, и постепенно стал знаменитым.
Славу Бальзаку принес роман «Шагреневая кожа» и произведения, позднее вошедшие в грандиозную эпическую эпопею под названием «Человеческая комедия». Бальзак замахнулся на поистине величественный проект. Он планировал создать более 120 романов (написал 96). Такой объем требовал титанических усилий.
Каждую ночь, надев свой длинный черный балахон, он садился за стол и погружался в мир вымышленных героев. И так из года в год создавал он свой эпический шедевр, рисовавший современную ему буржуазную Францию.
Особенно ему удавались женские образы. Бальзаковские женщины, которым на самом деле было 30−35 лет, стали примером несравненной писательской проницательности и понимания природы противоположного пола. Бальзаку нравились женщины постарше.
Первая его возлюбленная, Лора де Берни, была почти на двадцать лет старше юного Бальзака. «Она была мне матерью, подругой, семьей, спутницей и советчицей, - писал Бальзак. - Она сделала меня писателем, она утешила меня в юности, она пробудила во мне вкус, она плакала и смеялась со мной, как сестра, она всегда приходила ко мне благодетельной дремой, которая утешает боль… Без нее я бы попросту умер… Никто не может сравниться с последней любовью женщины, которая дарит мужчине счастье первой любви».
Несмотря на тяжелый писательский труд, стоивший порой потоков кофе и огромной усталости, как признавался сам писатель, он был светским человеком, никогда не отказывавшимся от общества прекрасных женщин и веселого времяпрепровождения. «Женщина - это хорошо накрытый стол, который по-разному выглядит до еды и после нее». Иногда, получив гонорар за свой очередной роман, он сорил деньгами и предавался наслаждениям, считая, что имеет на это полное право. Париж гудел, обсуждая сплетни о самом знаменитом женском угоднике Франции.
Благодаря его обаянию и романам, которые постепенно сделали его знаменитым,
Бальзак не чувствовал недостатка в поклонницах. Иногда они просто засыпали его письмами и открытками.
Вот с такого письма и начался знаменитый любовный роман, длившийся 17 лет и поставивший точку в любовных похождениях писателя и, как оказалось, в его жизни.
Чужестранка
Однажды в ворохе корреспонденций он обнаружил странное письмо. На нем не было адреса, а подписано оно было в высшей степени таинственно: «Чужестранка». Представляете? Загадочно и романтично. Прочитав письмо, касавшееся последнего романа Бальзака, он угадал в авторе женщину незаурядную, образованную и тонкую. «Ваша душа прожила века, милостивый государь, - писала незнакомка, - а между тем меня уверили, что Вы еще молоды, и мне захотелось познакомиться с Вами… Когда я читала Ваши произведения, сердце мое трепетало; Вы показываете истинное достоинство женщины, любовь для женщины - дар небес, божественная эманация; меня восхищает в Вас восхитительная тонкость души, она-то и позволила Вам угадать душу женщины».
Ему так хотелось ответить ей в таком же тоне, но он не знал, куда писать. И с волнением ждал очередного послания. И оно пришло. В этот раз таинственная незнакомка предложила ему переписываться, и, если он согласен, ответ нужно было дать через газету «Котидьен». Так Бальзак узнал, что его тайная поклонница пишет из России: «Несколько ваших слов, напечатанных в «Котидьен» (единственной французской газете, которая в те времена выходила в России), вселят в меня уверенность, что вы получили мое письмо и что я могу и впредь безбоязненно вам писать. Подпишите: «О.Б.»
Только после того, как он дал объявление в газете, Эвелина Ганская открыла ему свое имя. И они стали активно обмениваться корреспонденциями. Эвелина, кажется, тоже была тонким психологом. Она сумела так заинтриговать Бальзака, что единственной его мечтой стала встреча с этой прекрасной женщиной, обнаружившей такое понимание его творчества и мыслей. Он настаивал на встрече и верил в счастливое любовное соединение, хотя Ганская и призналась ему, что замужем.
Первая встреча состоялась в Швейцарии. Невшатель - родной город гувернантки ее дочери, куда Эвелина уговорила мужа съездить на отдых, и стал местом их первой романтической встречи.
Одно дело выдумывать образ, когда влюбленных разделяют тысячи километров, другое - увидеть человека живьем совсем рядом. Эвелина не разочаровала Оноре. И хотя ей было в то время 32 года (она соврала, что 27), выглядела польская землевладелица прекрасно.
А вот Бальзак, тучный и не отличавшийся особой привлекательностью, сначала неприятно поразил Эвелину. Она надеялась, что он намного моложе, стройнее и красивее. Совсем как при виртуальном знакомстве, когда придуманные образы не совпадают с реальностью. Но заговорить с ним пришлось, и вот тут произошло превращение. Непривлекательный внешне Оноре вдруг преобразился, когда заговорил о своей любви. Поистине, женщина любит ушами.
Невероятно харизматичный, остроумный и тонкий психолог, знающий женскую душу как свои пять пальцев, очаровал Ганскую. И роман начал развиваться с невероятной быстротой. Они тайком встречались, посылали друг другу записки и подарки. Таинственная любовная возня за спиной мужа придавала их отношениям особую остроту и романтизм.
Писатель рассказывал сестре: «Я счастлив, бесконечно счастлив, как в мечтах, без всяких задних мыслей. Увы, окаянный муж все пять дней ни на мгновение не оставлял нас. Он переходил от юбки своей жены к моему жилету. К тому же Невшатель - маленький городок, где женщина, а тем более знатная чужестранка, не может и шагу ступить незаметно. Я чувствовал себя как в горниле. Не выношу, когда на моем пути помехи… Но главное - это то, что нам двадцать семь лет, что мы на удивление хороши собой, что у нас чудесные черные волосы нежная шелковистая кожа, какая бывает у брюнеток, что наша маленькая ручка создана для любви, что в двадцать семь лет у нас еще совсем юное, наивное сердечко, - словом, мы настоящая госпожа де Линьоль, и мы так неосмотрительны, что можем броситься на шею милому другу при посторонних.
Я уж не говорю тебе о колоссальных богатствах. Какое они имеют значение, когда их владелица - подлинный шедевр красоты!" Бальзак узнал, что Ганская - дочь польского графа Ржевуского, вышла замуж за Венцеслава Ганского, когда ей было 19 лет. Муж был предводителем дворянства на Волыни и владел роскошным особняком в Верховне (возле современного Бердичева).
Нельзя сказать, что Бальзака прельщала только красота и женственность Ганской, ее богатство и знатность тоже сыграли свою роль. Престарелый муж когда-то мог освободить место рядом с потрясающей женщиной, и Бальзак, наконец, стал бы не придуманным, а настоящим дворянином.
Счастья не случилось
Но ждать пришлось не пять и не десять, а целых 16 лет. Все это время возлюбленные встречались, переписывались, совершали совместные побеги куда-нибудь на нейтральную территорию, где можно было насладиться обществом друг друга. Все было так романтично…
А между тем годы титанического труда, плохой сон, литры кофе не укрепляли, увы, его здоровья. Бальзак толстеет, болеет, слабеет. И все больше мечтает о тихом семейном гнездышке под Бердичевом, где в старинном родовом замке, на лоне прекрасной природы он будет жить с любимой женщиной в мире и любви и встретит старость богатым и счастливым.
После смерти мужа Эвелина Ганская не сразу решилась на брак с Бальзаком. Вероятно, любовь ее несколько поостыла. Бальзак очень сдал. Он уже не выглядел ни любовником, ни романтическим героем. Усталость и возраст брали свое.
К тому же Бальзак, который постоянно клялся Эвелине в любви, никогда не хранил ей верность на самом деле. Он оставался самым известным Дон-Жуаном Франции. Сорокашестилетняя Эвелина забеременела, и Бальзак был полон счастливых надежд и даже придумал имя будущему ребенку. Но преждевременные роды разбили его мечты.
Только через 7 лет после смерти мужа Эвелина решилась на брак. Бальзак приехал к Ганской и выглядел таким больным и жалким, что сердце ее дрогнуло. Они обвенчались в бердичевском костеле Святой Варвары.
Однако счастья не случилось. Бальзак, дитя своего алчного века, был слишком увлечен созданной им мечтой о любви и не видел того, что было на самом деле. Вдова с долгами, думавшая, что знаменитый писатель не может быть бедным. И писатель, ожидавший аристократического шарма, не имевший ничего, кроме купленного на последние сбережения дома в Париже.
Они оба оказались разочарованы. Ни у нее, ни у него не было денег.
Во время венчания Бальзак подхватил страшный бронхит. Он был слабым и беспомощным. Эва (так Бальзак называл Эвелину) писала своей дочери: «Бильбоке доехал в таком ужасном состоянии, в каком ты никогда его не видела. Он ничего не видит, не может ходить, то и дело теряет сознание».
Ему нужная была поддержка и тихая нежность любимой женщины, которая, вероятно, не могла ему их дать. После венчания он прожил всего несколько месяцев. Эта потрясающая любовная история закончилась печально. Может быть, потому, что с самого начала была придумана писателем и его возлюбленной.